about afghanistan albania arab_sy armenia azerbaijan balkan baltic belarus belgium bulgaria canada cis contacts croatia czech_republic denmark eapc estonia eu events film_about_nato france georgia germany greece history_of_nato hungary iceland iran iraq italy kazakhstan kyrgyzstan latvia libya links lithuania luxembourg moldavia nato_russia_council netherlands norway partnership_for_peace poland portugal romania russia slovakia slovenia spain syria tajikistan treaty turkey turkmenistan uk ukraine un usa uzbekistan what_nato_is wikileaks yugoslavia 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 archive

Новости

МИД России выпустил комментарий к 10-й годовщине августовских событий 2008 года на Кавказе
07 / 08 / 2018

Сегодня внешнеполитическое ведомство Российской Федерации выпустило комментарий к 10-й годовщине августовских событий 2008 года на Кавказе.

В нем говорится:

"10 лет тому назад, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года Правительство М.Саакашвили, грубо нарушив международные договоренности о мирном урегулировании грузино-осетинского конфликта, начало полномасштабную военную операцию против Южной Осетии.

Агрессия в отношении Цхинвала – общепризнанной стороны конфликта – была абсолютно неспровоцированной. В соответствии с Сочинским соглашением от 1992 года между Россией и Грузией, безопасность в Южной Осетии обеспечивали Смешанные силы по поддержанию мира (три батальона – от России, Южной Осетии и Грузии). Действовала также Смешанная контрольная комиссия, состоящая из российской, грузинской, североосетинской и югоосетинской сторон. Несмотря на неоднократные попытки Тбилиси пересмотреть соглашение, российские миротворцы на момент конфликта находились в Южной Осетии на законных основаниях, в рамках международно-признанного механизма урегулирования. Там же с 1992 года находились наблюдатели ОБСЕ.

Что касается Абхазии, то она была официально признана стороной в конфликте в документах СБ ООН, в частности, в одной из последних принятых им по этой теме резолюций 1808. На этой территории наряду с Коллективными силами СНГ действовала Миссия ООН.

Ночью 7 августа грузинские силы начали массированный артиллерийский обстрел Цхинвала, который продолжался до утра. По грузинскому телевидению выступил генерал М.Курашвили, который заявил, что «Грузия приступила к операции по наведению конституционного порядка на территории Южной Осетии». Окружившие Цхинвал по всему периметру грузинские системы залпового огня «Град» подвергли шквальному обстрелу город, не делая различий между военными объектами и жилыми кварталами. 8 августа в столицу Южной Осетии при мощной поддержке танков и бронетехники вошли сухопутные силы грузинской армии, а также спецназа МВД Грузии.

Параллельно грузинские войска предприняли штурм лагеря российских миротворцев. При этом накануне военные наблюдатели от Грузии скрытно покинули расположение объединенного штаба миротворцев и наблюдательные посты. 8-10 августа миротворческий батальон отразил не менее пяти грузинских атак. Погибли десять российских миротворцев, около сорока были ранены. Находящиеся на территории городка здания и техника были практически полностью уничтожены.

От грузинских атак серьезно пострадал и Цхинвал. Было полностью или частично разрушено большинство жилых домов. Пострадали объекты коммунального хозяйства и жизнеобеспечения города, промышленные предприятия. Были разрушены несколько прилегающих к Цхинвалу сел.

В условиях сохраняющейся прямой угрозы жизни российских граждан в Южной Осетии руководство России приняло решение начать операцию по принуждению грузинской стороны к миру.

Очевидный факт грузинской агрессии был позднее официально подтвержден, в частности, в докладе Международной комиссии по расследованию причин конфликта на Кавказе, созданной под эгидой Европейского Союза во главе со швейцаркой Х.Тальявини. Он был опубликован осенью 2009 года.

Участие российских войск в отражении нападения на Южную Осетию было законным, явившись реализацией права на самооборону, закрепленного, в частности, в статье 51 Устава ООН. Основания для этого появились у Российской Федерации в результате крупномасштабного нападения Грузии на миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся в Южной Осетии на легальных основаниях и с согласия Грузии. В соответствии с упомянутой статьей Устава ООН, Совет Безопасности ООН был проинформирован российской стороной о реализации ее права на самооборону.

Российская военная операция преследовала единственную цель – прекратить агрессию Грузии и предотвратить возможность повторных нападений. Ее организация и проведение были строго пропорциональны угрозе со стороны Грузии. По завершении военной операции подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации были выведены с территории Грузии в октябре 2008 года в соответствии с Принципами урегулирования, выработанными совместно Президентом России Д.А.Медведевым и Президентом Франции Н.Саркози (этот документ часто ошибочно именуется «Соглашением о прекращении огня»), и уточняющими договоренностями от 8 сентября 2008 года.

26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, руководствуясь положениями Устава ООН, Декларацией ООН 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года и другими основополагающими международными документами. Нападение на Южную Осетию, подготовка аналогичной акции против Абхазии, которые стали кульминацией многолетней насильственной политики Тбилиси в отношении этих народов, не оставили им иного выбора, кроме как обеспечивать свою безопасность и право на существование через самоопределение в качестве независимых государств.

Признав Южную Осетию и Абхазию, Россия взяла на себя ответственность не только за их безопасность, но и в значительной мере за их успешное становление в качестве современных, демократических, социально и экономически благополучных стран. 9 сентября 2008 года с двумя республиками были установлены дипломатические отношения, а 17 сентября 2008 года подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, ставшие краеугольным камнем нашего активного взаимодействия.

8 сентября президенты России и Франции одобрили документ об осуществлении мирного плана от 12 августа, конкретизирующий шесть принципов урегулирования конфликтов. На его основе 15 октября 2008 г. в Женеве состоялось открытие нового международного формата по Южному Кавказу – международных дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. Этот формат по сути закрепил сложившиеся в регионе после отражения грузинской военной авантюры новые политико-правовые реалии, как кому бы то ни хотелось представлять этот вопрос иначе. В женевских встречах по взаимной договоренности на равных условиях участвуют представители Абхазии, Грузии и Южной Осетии, а также ЕС, ОБСЕ, ООН, России и США как непосредственно вовлеченные ранее в дела урегулирования и заинтересованные в стабильности и безопасности на Южном Кавказе. Три упомянутые международные организации по согласованию между участниками одновременно сопредседательствуют на Женевских дискуссиях.

Главный урок трагических событий 2008 года – очередное напоминание о том, что обращение к силовым методам разрешения международных споров и конфликтов бессмысленно и контрпродуктивно. Особенно когда речь идет о такой сложной и деликатной сфере как межнациональные отношения: любое насилие здесь приводит к самым болезненным, а подчас и непоправимым последствиям. Усилия России на Южном Кавказе все эти годы направлены на восстановление диалога и полноценного переговорного процесса между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией, с другой. Первым шагом в правильном направлении могло бы стать подписание соглашений о взаимном неприменении силы. Рассчитываем, что здравый смысл все же возобладает".

В то же время сегодня представители Европейского Союза вновь заявили о своей твердой поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ.

В их обращении говорится:

"Приверженность Европейского Союза мирному урегулированию конфликтов в Грузии остается такой же сильной, как и прежде.

К сожалению, российское военное присутствие как в Абхазии, так и в Южной Осетии продолжает нарушать международное право и обязательства, принятые Россией в соответствии с соглашением от 12 августа 2008 года, опосредованным Европейским союзом.

Европейский союз подтверждает свое обязательство продолжать участвовать и участвовать в усилиях по стабилизации и урегулированию конфликтов в Грузии, в том числе путем продолжения своих обязательств в качестве сопредседателя в Женевских дискуссиях, усилий Специального представителя ЕС и постоянного присутствия на местах Миссия наблюдателей ЕС.

ЕС приветствует пакет предложений «Шаг к лучшему будущему» правительства Грузии, который может принести пользу гражданам, проживающим по обе стороны административных границ, путем содействия торговле, образованию и мобильности. Такие предложения согласуются с политикой Европейского союза по взаимодействию с сепаратистскими регионами Грузии.

За эти десять лет Грузия укрепила свои демократические институты и провела реформы в области верховенства закона. Грузия развила процветающую экономику и стала важным направлением прямых иностранных инвестиций и туризма. В настоящее время он представляет собой модель демократической стабильности в регионе.

Кроме того, Грузия и ЕС подписали амбициозное соглашение об ассоциации, в том числе глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли, которая будет определять наши двусторонние отношения на долгие годы. В марте 2017 года для граждан Грузии вступили в силу Visa Free Travel для краткосрочного пребывания. Взаимодействие ЕС с Грузией - это подлинное партнерство, основанное на политической ассоциации и экономической интеграции, а также на крепкой дружбе между нашими народами".


ПечатьИAП "НАТО.РФ"

Последние новости

15 / 08 / 2018Посол Сирии посетил МИД РФ
14 августа Посол Сирийской Арабской Республики в Москве Рияд Хаддад посетил внешнеполитическое ведомство Российской Федерации.
14 / 08 / 2018В ООН назвали источники финансирования террористов
13 августа эксперты ООН представили доклад, в котором оценивается количество оставшихся членов террористических организаций и определяются основные источники финансирования их деятельности.
13 / 08 / 2018Главы России и Ирана обсудили ситуацию в Сирии
В Казахстане в городе Актау Президент РФ Владимир Путин на полях 5-го Каспийского саммита провёл встречу с Президентом Ирана Хасаном Роухани.
12 / 08 / 2018В промышленной зоне Алеппо возобновили работу около 1300 текстильных фабрик
В промышленной зоне в квартале Аль-Калляса города Алеппо после освобождения этого района от терроризма была возобновлена работа около 1300 предприятий.
11 / 08 / 2018НАТО направило военно-морскую группу к берегам Норвегии
Одна из военно-морских групп НАТО отправилась в Тронхейм в пятницу, 10 августа 2018 года, чтобы оттуда начать поиски морских мин времен Второй мировой войны.
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com