Что такое НАТО | | | История НАТО | | | Новости | | | Аналитика | | | Мнение эксперта | | | Ссылки | | | Контакты | | | О проекте |
| АналитикаВойна в Грузии демонстрирует раскол в рядах НАТО ("The International Herald Tribune", США)
04 / 09 / 2008После окончания 'холодной войны' альянс постоянно пытается переосмыслить цели своего существования Давая России понять, что НАТО запугать невозможно, представители этого альянса отправятся в сентябре в Грузию. Они хотят увидеть последствия войны, в ходе которой Россия оккупировала в августе некоторые районы Грузии и взяла под свой контроль самопровозглашенные регионы Южную Осетию и Абхазию, а затем признала их в качестве независимых государств. Эти представители хотят также понять, готова ли Грузия получить в декабре предложение о начале подготовки к членству в альянсе. Россия раздражена тем, что НАТО отказалась отступить от своего обещания - принять через какое-то время Грузию и Украину в возглавляемый Соединенными Штатами военный альянс. Обещание это прозвучало в апреле во время бухарестского саммита НАТО. Его вновь подтвердили, когда Россия вторглась в Грузию после грузинского нападения на Южную Осетию. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в понедельник слушателям московской Дипломатической академии: 'Возникает ощущение, что НАТО снова нуждается в прифронтовых государствах, чтобы оправдывать свое существование'. Натовские дипломаты такие обвинения отвергают. Генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) неоднократно заявлял, что демократические страны на российских флангах это благо, а не угроза для Кремля. Но Россия не доверяет НАТО. По мнению Москвы, НАТО, а также Евросоюз стали более антироссийскими с того момента, когда в эти организации вступили бывшие коммунистические страны Восточной Европы и прибалтийские государства. Она также полагает, что альянс посягает на регионы, которые Россия считает входящими в сферу своего влияния. Однако внутри НАТО, несмотря на показную демонстрацию единства в связи с российско-грузинским кризисом, не существует единого мнения в вопросе о том, следует ли альянсу расширять свое присутствие на Кавказе и принимать в свои ряды колыбель русского православия Украину. На самом деле, Грузия это лишь последний вызов самоидентификации НАТО. После окончания 'холодной войны' альянс постоянно пытается переосмыслить цели своего существования. Внутри альянса существует три противоборствующих тенденции. Во-первых, это наследие 'холодной войны'. НАТО утверждает, что является организацией коллективной безопасности, соблюдающей положения статьи 5 своего устава, согласно которой ее члены обязуются совместно выступить на защиту страны-участницы альянса в случае нападения на нее. До 1991 года предполагалось, что эта статья вступит в действие в случае нападения Советской Армии. Кое-кому в рядах НАТО действия России в Грузии напомнили времена этого противостояния между Востоком и Западом. Во-вторых, налицо процесс укрупнения альянса, начавшийся в конце 90-х годов. Его цель заключалась в завершении европейского воссоединения путем включения бывших коммунистических стран Восточной Европы в евроатлантическую орбиту НАТО и ЕС. Но хотя сегодня страны от Прибалтики до Болгарии уже являются членами обеих организаций, НАТО продвигается все дальше. Она установила особые партнерские отношения со многими государствами, даже с такими далекими, как Азербайджан. А теперь альянс, похоже, твердо намерен принять в свои ряды бывшие советские республики Украину и Грузию. Натовские дипломаты утверждают, что смысл планов подготовки к членству и партнерству состоит в укреплении безопасности путем демократизации вооруженных сил, усиления политической прозрачности и введения принципа подотчетности в разведывательных службах. Однако Хеннинг Рике (Henning Riecke) из германского Совета по международным отношениям (German Council of Foreign Relations) говорит, что расширение демократии через заключение соглашений о партнерстве противоречит обязательствам в рамках 5-й статьи. 'Они противоречат друг другу. Статья 5 по-прежнему говорит о сдерживании России', - отмечает он. Третья тенденция - это участие НАТО в борьбе с терроризмом. После терактов 11 сентября 2001 года статья 5 была применена в интересах США, которые отвергли всякую помощь. А битва с 'Аль-Каидой' и ее союзниками должна была превратить альянс в гибкую и динамичную организацию, способную отвечать на новые угрозы. На практике же это мероприятие оказалось крайне рискованным. Сейчас НАТО действует за пределами своей зоны ответственности - в Афганистане, находящемся очень далеко от Европы, которую альянс по первоначальному замыслу должен был защищать. И НАТО платит за это высокую цену. Воспользовавшись 'мирными дивидендами', полученными с исчезновением советской угрозы, страны альянса в 90-е годы сократили свои вооруженные силы, особенно их неядерный компонент, а также существенно урезали военные бюджеты. Результат этого таков: нехватка личного состава, слабая подготовка и дефицит вооружения в борьбе с повстанческими силами в Афганистане. То, что сегодня альянс не знает, как ему привести в равновесие три эти тенденции, явно не идет ему на пользу. Например, существуют разногласия в вопросе о целях расширения альянса. Соединенные Штаты хотят, чтобы НАТО в процессе расширения приближалась к районам конфликтов, таких как ближневосточный. Это стало одной из причин для развертывания американских баз в Болгарии и Румынии, с которых можно быстро перебрасывать небольшие и высокоманевренные формирования. Вашингтон также хочет, чтобы альянс оказывал поддержку его союзникам, таким как Грузия и Украина. У Польши и стран Балтии имеются свои основания ратовать за принятие в НАТО Грузии и Украины. 'Они считают, что эти страны в случае вступления в НАТО станут более стабильными и защищенными, - говорит военный эксперт Томас Валашек (Tomas Valasek) из лондонского Центра европейских реформ, - но они также хотят создать буферную зону между собой и Россией. Они по-прежнему считают, что Россия представляет для них угрозу'. Постоянный страх и подозрительность Польши в отношении России стали одной из главных причин стремления Варшавы дать возможность США для развертывания на ее территории элементов противоракетной обороны. Согласно заявлениям польского министерства обороны, Польше эта система как таковая не нужна. Ей нужно присутствие американских войск и гарантии безопасности, которые Соединенные Штаты должны дать Варшаве в отношении возможного нападения на нее России. Правоцентристское правительство Дональда Туска (Donald Tusk) не верит, что НАТО готова защищать Польшу на основании статьи 5. Это очень многое говорит о доверии Варшавы к альянсу. Германии и некоторым другим европейским странам довольно неуютно от таких взглядов на расширение. Консервативный канцлер Германии Ангела Меркель и ее партнеры по коалиции из лагеря социал-демократов не хотят, чтобы НАТО использовалась для противостояния с Россией. Они также не желают втягивания немецких войск в какие бы то ни было конфликты на Кавказе. Именно поэтому Меркель не хочет соглашаться в декабре на предложение Грузии и Украине начать подготовку к членству. 'Отсутствует общая база, основываясь на которой можно было бы судить, какие страны следует принимать в эту организацию, или что НАТО собирается делать в своих расширенных рамках', - говорит эксперт по вопросам безопасности из Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute) Гунилла Херольф (Gunilla Herolf). И пока этот вопрос не будет решен, любые поездки в Грузию представителей НАТО будут служить лишь для маскировки того опасного раскола, который возник в рядах альянса, готовящегося в будущем году отметить свое шестидесятилетие. Джуди Демпси (Judy Dempsey)
Последние новости
|
Что такое НАТО | | | История НАТО | | | Новости | | | Аналитика | | | Мнение эксперта | | | Ссылки | | | Контакты | | | О проекте |
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+ нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com |