НАТО не НАДО? (К вопросу о современной государственно-политической идентификации Украины)
05 / 09 / 2008Все прошедшие выборы и перевыборы показали, что фактически сосуществуют две Украины. Вызывает недоумение позиция правящей элиты страны. Вместо принятия срочных мер по консолидации расколотого общества, элита вбивает очередной клин и имя этому клину – НАТО.
Стремление в НАТО, власть объясняет существованием какой – то мифической опасности для суверенитета Украины. На возражения оппонентов, что вступление страны в НАТО неминуемо увеличит риск втягивания Украины в очередную военную авантюру, а то и в полноценную войну, сторонники же НАТО заявляют о якобы миролюбивой политике этого военного альянса. Для того чтобы понять насколько эта политика миролюбива, следует рассмотреть политику проводимой идеологом и по сути хозяином НАТО – Соединенными Штатами Америки. На наш взгляд, лучше всех могут охарактеризовать внешнюю и экономическую политику Америки сами американцы и, поэтому в нашей статье ссылки на факты и цифры взяты исключительно из книги лауреата Нобелевской премии, видного американского экономиста и политолога Д. Стиглица «Три триллиона долларов на войну в Ираке», опубликованной в Лондоне в 2008 году. Вторжение в Ирак в марте 2003 года принципиально отличается от военных операций в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке в 1991 году и др. Это отличие заключается в том, что решение о проведении предыдущих операций принималось совместно с союзниками и при непосредственной поддержке ООН. Операция же «Свобода в Ираке» в 2003 году порвала с традицией коллективной безопасности, которая почиталась в мире более 60 – ти лет и поставила мир на порог анархии, так как до сих пор мировое сообщество предпочитало решать конфликты мирным путем и в исключительных случаях принимались коллективные решения о военном вмешательстве. Политические решения о войне в Ираке Вашингтон принимает самостоятельно, во – вторых эта война не только вмешательство во внутренние дела суверенного государства, но эта война ведется на уничтожение иракского народа. По официальным данным, заниженным во многие разы, за годы войны и оккупации американскими войсками, в Ираке погибло более 100,0 тысяч мирных граждан. Более 2,0 млн. беженцев и 1,2 млн. иракцев бежали из страны.
Автор книги задается вопросом, что означает эта война: стратегическая ошибка Вашингтона или продуманный на несколько шагов вперед ход сверхдержавы, предчувствующей свой конец?
Но в любом случае эта война империалистическая, так как выявляется прямая связь между политикой Америки и личными интересами немногочисленной группы людей, способных влиять на внешнюю политику. Возглавляют эту группу вице – президент США – Д. Чейни, министр обороны Рамсфельд и др. Эти люди сделали своим бизнесом военные конфликты в регионах мира богатых нефтяными запасами.
Неслучайно идет пропаганда о необходимости войны в Иране. Этой группе лиц нет дела даже к Америке и американскому народу к их людским, материальным и моральным потерям. Но вытянуть новую войну в одиночку Америке не по силам, значит надо готовиться союзникам по НАТО, взять на себя часть издержек в новой военной авантюре США.
Истоки этих войн во внутреннем устройстве американского государства, так как отделить интересы элиты – с одной стороны и американского государства – с другой, почти невозможно.
Автор книги описывает теорию «циклов силы», согласно которой доминирующая держава, в настоящее время это США, благодаря значительному преимуществу в материальных ресурсах устанавливают правила игры на мировой арене. Все остальные государства, хотят ли этого или нет, вынуждены принимать эти правила. Пока длится процветание, доминирующая держава может позволить себе роскошь поддерживать мировой порядок, установленный этой державой.
Однако рано или поздно темпы экономического развития начинают падать, и появляются другие государства, способные занять ее место. В этом случае сверхдержава, пока она еще доминирует, готова на любые меры, дабы сдержать амбиции своих соперников, в том числе и на агрессию. Война в Ираке кроме личных интересов американской элиты имеет цель показать «кто в доме хозяин» и поддержать статус сверхдержавы.
США придется все больше и больше выделять средств на поддержание своего имиджа сверхдержавы, в том числе и на военные расходы, а бюджет Министерства обороны Америки на 2008 год и так составляет порядка 600,0 млрд. долларов, что превышает военный бюджет всех остальных стран мира вместе взятых.
Крайнюю озабоченность американских политиков вызывает бурно растущие экономики Китая, Индии и России. Отсюда и односторонний выход США из договора по ПРО, развертывание в странах НАТО ракетных установок и станций предупреждения, продвижение НАТО к границам России и т.д. В возможных военных конфликтах Америка не без основания рассчитывает на своих НАТОвских союзников. Представим на минуту, что Украина является членом НАТО, надо ли комментировать возможные последствия?
США для того, чтобы удерживать имидж единственной сверхдержавы будет проводить все более агрессивную политику по отношению к своим соперникам, и в этой политике будут вынуждены принимать участие и страны НАТО. А участие это будет не только военное, но и экономическое, т.к. автор книги на цифрах доказывает о кризисном состоянии экономики США. В работе приводятся данные о государственных издержках Америки в Ираке. За 5 лет войны через Ирак и Афганистан прошли 1,6 млн. американских военнослужащих, и если война продлится еще 5 лет, то она окажется вдвое дороже для США, чем Вторая Мировая война, т.к. затраты на одного военнослужащего в Ираке в 4 раза превышают затраты в годы Второй Мировой войны.
Д. Стиклиц показывает, что американское правительство прибегает к сознательному обману общества для оправдания своих просчетов. Так минимальные оценки затрат на восстановление экономики Ирака, чиновники определили в 1,7 млрд. долларов, а фактически это меньше, чем тратит Америка на один день иракской войны. Министерство обороны США обещало, что общие расходы на военную операцию не превысят 50 – 60 млрд. долларов. Наиболее пессимистичный прогноз был до 200 млрд. долларов. Фактические затраты уже понесенные, и предстоящие составят порядка 3,0 триллионов долларов.
Кроме того война в Ираке привела к резкому повышению цен на нефть, и если война только наполовину «виновата», то потери американской экономики по причине войны составили около 1,0 триллиона долларов. Если вначале войны один средний день обходился США в 4,4 млрд., то в 2008 году 16,0 млрд. долларов. Примечательно и то, что потери, понесенные союзниками США из–за взлета цен на нефть, связанных с иракской войной, составили не менее 1,1 трлн. долларов. Следует учесть и прирост государственного долга из-за войны, который автор оценивает примерно в 1,0 трлн. долларов, а общий долг США в 2008 году составил порядка 9,0 трлн. долларов.
Американские действия в Ираке вызывают в арабском мире не только ненависть простых людей, но и недоверие со стороны бизнеса. Саудовские и катарские инвесторы вслед за кувейтскими вывели свои средства из американских банков, а на очереди – Объединенные Арабские Эмираты. Общий отток средств оценивается в сотни миллиардов долларов.
Потери глобальной мировой экономики из-за иракской войны могут достичь 2-х триллионов долларов.
Заслуживает внимание также оценка «нефинансовых» потерь. Идет стремительная деградация системы американской государственной службы – в первую очередь на примере армии и структур Госдепартамента. Из-за проблем с набором в армию максимальный возраст новых солдат был повышен с 35-ти до 42-х лет, разрешается запись в армию осужденных за нарушение закона. Дипломаты и другие госслужащие в массовом порядке отказываются занимать посты в Ираке.
И, разумеется, Д. Стиглиц не мог обойти вниманием тот факт, что эта война вызвала ожесточенное сопротивление оккупантам – число вылазок местных партизан постоянно увеличивается, и за последний год достигло 91 случая ежедневно. 78% иракцев выступают категорически против продолжения присутствия американцев в стране, а в суннитских районах свыше 97%. Американцы не могут противопоставить этому ничего, кроме все более жестких мер. В тюрьмах содержатся около 100 тысяч человек, в том числе в тех, которые управляются американцами. К США в Ираке утрачено всякое доверие, и его никогда не заслужит любое правительство, которому помогут американцы прийти к власти.
В конце книги автор делает вывод, что США уже не имеют ни военного, ни экономического потенциала в одиночку доминировать в мире. Естественно, что американская элита постарается переложить часть своих проблем на верных союзников по НАТО. Принимая решение о вступлении в НАТО, украинский народ должен быть готов принять на свои плечи часть военных и экономических проблем США.
Так НАТО или не НАДО?
Доктор экономических наук О.А. Котолупов
Доктор социологических наук П. А. Хриенко
МИСИ "Vector"