Что такое НАТО | | | История НАТО | | | Новости | | | Аналитика | | | Мнение эксперта | | | Ссылки | | | Контакты | | | О проекте |
| АналитикаКавказ подо мною
13 / 02 / 2012Недавняя встреча Михаила Саакашвили и Барака Обамы в Вашингтоне вызвала определенные движения на Южном Кавказе и напрягла Россию. Президенты, по их же словам, потолковали о многом, но для Грузии главной стала договоренность о переходе на новый уровень сотрудничества с американцами в оборонной сфере. "Если в предыдущие годы разговор был только об антитеррористических операциях или о нашем участии в Афганистане или в Ираке, теперь речь идет о том, чтобы сотрудничать с США в вопросах развития обороны Грузии", — сказал Михаил Саакашвили. А вице-премьер Гиоргий Барамидзе пояснил: "Укрепление обороны страны подразумевает закупку и поставки необходимого вооружения и техники оборонного характера". Детали, сообщил он, обсудят главы оборонных ведомств Грузии и США. И действительно: Бачо Ахалая и Леон Панетта встретились в Брюсселе два дня спустя. Реакция России не заставила себя ждать: Дмитрий Медведев на встрече с общественным комитетом своих сторонников заявил, что РФ усилила военные базы в Абхазии и Южной Осетии до такой степени, что они способны нанести "несоразмерный ущерб" любому агрессору, и в Грузии это прекрасно понимают, включая "безумного" Саакашвили. По словам российского президента, военные базы в Абхазии и Южной Осетии способны защитить эти территории, и, соответственно, российские интересы. Он также подчеркнул, что милитаризация Грузии не была остановлена даже после пятидневной войны в августе 2008 года. "Более того, у нас были данные, что практически сразу и по линии администрации США, и по линии некоторых других, кстати, некоторых соседей наших близких, продолжались поставки различных видов вооружений", — сообщил Медведев. При этом он признал, что Россия не может запретить другим государствам продавать оружие в Грузию, но заверил: "никакой слабины здесь нет, даже не сомневайтесь — все в порядке". Порядок, однако, на Южном Кавказе весьма относительный и вряд ли долговременный, учитывая потенциальную взрывоопасность Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и тревожную обстановку вокруг Ирана. Во всех четырех горячих точках российский политический и военный интерес наличествует достаточно серьезно, и вряд ли Москва готова его ослабить. При этом союзником и стратегическим партнером России в регионе на данном этапе можно считать только Армению, сотрудничающую с ней по разным направлениям, включая безопасность. Отметим, в военной сфере и в области безопасности РФ и Армения взаимодействуют не только в двустороннем формате, но и в рамках ОДКБ. Напомним также, что в армянском городе Гюмри дислоцирована российская военная база. Таким образом, неудивительно, что накануне секретарь Совбеза России Николай Патрушев и его армянский коллега Артур Багдасарян подписали пакет документов по углублению военно-технического сотрудничества и взаимодействия в пограничной сфере. Стороны решили создать совместные предприятия военно-промышленного комплекса, пограничные структуры на армяно-иранской и армяно-турецкой границах, общий региональный центр чрезвычайных ситуаций. Все вышесказанное – официальная, то есть, усеченная информация, хотя она вполне достаточна для понимания того, что силовое противостояние в регионе может возрасти, и не в последнюю очередь по причине Ирана. Кстати, по окончании встречи в Вашингтоне в заявлении для прессы Саакашвили и Обама ни словом не обмолвились ни об иранской проблематике, ни о российском региональном факторе, хотя вряд ли эти две темы остались без внимания президентов. Как заверил спикер парламента Грузии Давид Бакрадзе, вопрос использования грузинской территории в случае возможной атаки против Ирана вообще не обсуждается. Хочется верить, что это действительно так. В противном случае, даже если Иран не нанесет ответный удар по Грузии, у него найдутся другие способы для раскачивания ситуации в регионе, а у России появится новый повод для еще большего наращивания военной мощи на Южном Кавказе. Впрочем, в уязвимой ситуации, в контексте Ирана и общей нестабильности в регионе, находятся также Армения и в меньшей степени — Азербайджан. Понятно, что Ереван в случае атаки против Ирана будет придерживаться одной упряжки с Москвой, но как поведет себя последняя (в нюансах), прогнозировать трудно. В любом случае, война с Ираном грозит Армении как минимум развалом экономики и брешью в относительной безопасности. Что же касается Азербайджана, его отношения с Ираном далеко не идеальны, однако не факт, что в случае войны Баку "ляжет" под Вашингтон, или, напротив, полностью проигнорирует американские интересы. По-видимому, в контексте Ирана Азербайджану придется балансировать серьезнее, чем когда бы то ни было. Ведь, помимо всего прочего, в Иране проживают миллионы азербайджанцев. Недавно МИД Ирана обвинил Азербайджан в сотрудничестве с израильской разведкой "Моссад" и в антииранской пропаганде в средствах массовой информации. В строку Баку Тегеран также поставил создание препятствий для транзита иранских грузовых по азербайджанской территории. Многозначительной также видится политическая интрига Баку – инициатива переименования республики в Северный Азербайджан. По официальной информации, соответствующая идея принадлежит меньшинству в меджлисе (парламенте), и она поддерживается некоторыми депутатами от правящей партии "Новый Азербайджан". Однако известно, что в законодательном органе Азербайджана и в республике в целом ничего не озвучивается без "высочайшего повеления". Но даже если идея с переименованием всего лишь политическое шулерство, она все равно может ухудшить отношения с Ираном: название Северный Азербайджан весьма некстати подчеркнет, что современный Азербайджан разделен с одной из иранских провинций, которую многие азербайджанцы называют Южным Азербайджаном. А если вопрос будет вынесен на референдум, то ирано-азербайджанские отношения в лучшем случае просто умрут. Словом, сейчас весь Южный Кавказ по сумме проблем – Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Иран — находится в довольно сложной ситуации. И, несмотря на то, что Запад постоянно критикует Россию за военную активность в этом регионе, сам он устраняется от прямых "разборок", и только косвенно пытается влиять на ситуацию. То есть похоже на то, что на данном этапе Европа и США "сдали" Южный Кавказ России — до лучших, более конкретных (или спокойных) времен. Или до тех пор, пока Запад не найдет иную модель урегулирования кавказских конфликтов, устраивающую все заинтересованные стороны. Но тогда уже Россия может оказаться вне игры. Впрочем, это неблизкая перспектива. На данном же этапе Россию, вероятно, не должно устроить возобновление острой фазы конфликтов на Южном Кавказе и его вовлеченность в возможные военные действия против Ирана. То есть Россию должно удовлетворить сохранение конфликтов в замороженном состоянии, дабы они не распространились на Северный Кавказ. Но, судя по последним событиям в Южной Осетии, политическая логика России развивается в обратном направлении. С другой стороны, искусственное или закономерное обострение ситуации в Закавказье может сыграть на руку России, которая не скрывает возможности открытия (разумеется, силовым методом) сухопутного коридора по территории Грузии к своей военной базе в армянском Гюмри. В таком случае Россия возьмет под контроль весь Южный Кавказ, за исключением Азербайджана. Ирина Джорбенадзе
Последние новости
|
Что такое НАТО | | | История НАТО | | | Новости | | | Аналитика | | | Мнение эксперта | | | Ссылки | | | Контакты | | | О проекте |
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+ нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com |