about afghanistan albania arab_sy armenia azerbaijan balkan baltic belarus belgium bulgaria canada cis contacts croatia czech_republic denmark eapc estonia eu events film_about_nato france georgia germany greece history_of_nato hungary iceland iran iraq italy kazakhstan kyrgyzstan latvia libya links lithuania luxembourg moldavia nato_russia_council netherlands norway partnership_for_peace poland portugal romania russia slovakia slovenia spain syria tajikistan treaty turkey turkmenistan uk ukraine un usa uzbekistan what_nato_is wikileaks yugoslavia 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 archive

НАТО и страны СНГ

Взаимоотношения НАТО и стран Содружества независимых государств

Содружество независимых государств было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, в Вискулях под Брестом (Беларусь), Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.
В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.
В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Сотрудничество стран СНГ и НАТО является одним из важнейших факторов военной политики стран СНГ. Формы и направления связей государств Содружества с НАТО в значителной степени разняться. Вместе с тем, если исходить из целей, которые преследует каждое государство СНГ сотрудничая с альянсом, можно выделить ряд характерных особенностей этого сотрудничества.

Сразу же после распада СССР вновь образовавшиеся на его территории государства присоединились к Совету североатлантического сотрудничества (ССАС). В 1994 г. после провозглашения программы "Партнерство ради мира" (НРМ) все государства Содружества, за исключением Таджикистана (Таджикистан стал партнером в 2002 г.). присоединились к ней и с разной степенью интенсивности стали участвовать в мероприятиях программы.

В мае 1997 г. был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), ставший преемником ССАС, и все страны СНГ стали его членами. Таким образом, сотрудничество государств Содружества и НАТО в настоящее время осуществляется в рамках СЕАП и ПРМ. Помимо этого практически все страны СНГ заключили с альянсом двусторонние соглашения и имеют индивидуальные программы сотрудничества.

Из всех аспектов военно-политических отношений государств-участников Содружества и Североатлантического альянса приоритет отдается военному сотрудничеству. Военное сотрудничество стран СНГ и НАТО осуществляется в основном по следующим основным направлениям:

- совместные учения
- подготовка кадров
- отношения между гражданскими и военными, демократический контроль над вооруженными силами

Наиболее тесное сотрудничество с НАТО за прошедшее время осуществляли Украина и Грузия, а с недавнего времени и Азербайджан. Руководства данных государств не взирая на общественное мнение населения провозгласили целью внешней политики присоединение к евроатлантическим структурам безопасности.

Украина первой из стран, образовавшихся после распада СССР. присоединилась к программе ПРМ. В 1997 г. Украина и НАТО заключили Хартию об особом партнерстве. 23 мая 2008 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины принято решение о начале процедуры вступления в НАТО.

Отношения Украины и Грузии с НАТО характеризуются наиболее высокой степенью интенсивности сотрудничества. Военнослужащие этих государств принимают участие в учениях в рамках ПРМ. Эти страны предоставляют свою территорию для проведения подобных учений. В военно-учебных заведениях НАТО в США, Великобритании, Германии прошли подготовку более 1000 украинских офицеров. Украина первой из стран участниц ПРМ открыла информационный центр НАТО, созданный в Киеве в мае 1997 г.

Участие Грузии в программе ПРМ расширяется с каждым годом. Если в 1997 г. состоялось лишь 7 совместных грузинско-натовских мероприятий то годом позднее их было проведено свыше 100, а в 1999 г. - 175. В 2001 г. были проведены первые на грузинской территории широкомасштабные маневры “Кооператив партнер” с участием вооруженных сил государств Североатлантического альянса. Конечная цель сотрудничества с альянсом, как заявляет высшее руководство страны. - вступление в НАТО.

Первые лица министерств обороны Украины и Грузии заявляют, что особые отношения с НАТО необходимы, прежде всего, для приобщения военнослужащих их стран к передовым достижениям западной военной мысли. Кроме того, в условиях отсутствия достаточных средств на боевую подготовку участие личного состава в совместных учениях, а проводятся они за счет НАТО, позволяет поддерживать его боевую выучку на приемлемом уровне.

Миротворческая операция в Косово вывела отношения Украины и Грузии с НАТО на новый уровень. По согласованию с альянсом в состав международного миротворческого контингента было направлено 250 украинских военнослужащих. Кроме того. в состав КФОР был направлен взвод грузинских военнослужащих, который находится там под непосредственным руководством НАТО.

По интенсивности сотрудничества с НАТО к Украине и Грузии приближается Азербайджан.

После начала контргеррористической операции в Афганистане на новый, более высокий уровень сотрудничества вышли отношения центрально-азиатских государств СНГ и НАТО. Ведущую роль в этом сотрудничестве играют Казахстан и Узбекистан.

В настоящее время сотрудничество Казахстана и НАТО проходит в соответствии с Индивидуальной программой партнерства, которая включает в себя около сотни мероприятий.

Узбекистан также активно участвует в программе ПРМ. Причем, в вопросе о расширении НАТО на восток Ташкент имеет отличную от Москвы позицию. Согласно заявлению президента Узбекистана, страна не видит угрозы своей безопасности в расширении альянса и будет продолжать стоять на позиции активного участия в программе ПРМ и в деятельности СЕАП.

До проведения контртеррористической операции в Афганистане на территории стран Содружества Независимых Государств не было постоянного военного присутствия Соединенных Штатов или каких-либо государств - членов НАТО. Обретенная США и их союзниками по НАТО (в частности Францией и Германией) вследствие проведения этой операции возможность для дислокации своих военнослужащих, размещения своей военной техники и посадок своих самолетов в государствах Средней Азии, новый факт в жизни постсоветского пространства. Военнослужащие государств - членов НАТО находятся в трех государствах в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане.

Кардинальные изменения в военно-политических отношениях России и НАТО, в частности, подписание в 2002 году Римского соглашения о создании "двадцатки" засвидетельствовали об интенсификации двустороннего сотрудничества. Несмотря на остающееся негативным отношение России к расширению НАТО, военно-политическая ситуация диктует необходимость сотрудничества с альянсом в некоторых областях, и, прежде всего, в области борьбы с терроризмом. Хотя Россия не имеет права вето на расширение альянса на восток, тем не менее она оставляет за собой право высказывать свое отношение к этому.

Взаимодействие:

НАТО и Белоруссия
НАТО и Азербайджан
НАТО и Армения
НАТО и Грузия
НАТО и Казахстан
НАТО и Кыргызстан
НАТО и Молдавия
НАТО и Россия
НАТО и Таджикистан
НАТО и Туркменистан
НАТО и Узбекистан
НАТО и Украина

ПечатьИAП "НАТО.РФ"
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com