about afghanistan albania arab_sy armenia azerbaijan balkan baltic belarus belgium bulgaria canada cis contacts croatia czech_republic denmark eapc estonia eu events film_about_nato france georgia germany greece history_of_nato hungary iceland iran iraq italy kazakhstan kyrgyzstan latvia libya links lithuania luxembourg moldavia nato_russia_council netherlands norway partnership_for_peace poland portugal romania russia slovakia slovenia spain syria tajikistan treaty turkey turkmenistan uk ukraine un usa uzbekistan what_nato_is wikileaks yugoslavia 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 archive

Мнение эксперта

Выступление Патрушева на открытии XVII Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ
21 / 10 / 2021

Выступление Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева на открытии XVII Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности, 13 октября, в Москве, сообщает Совет Безопасности Российской Федерации.

В выступлении, в частности, говорится:

«Уважаемые главы делегаций и участники встречи!

Рад приветствовать вас на семнадцатом Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности. Проведение встреч в таком формате стало доброй традицией.

Сегодня, когда мы сталкиваемся с растущими вызовами в различных сферах, наш диалог представляется еще более востребованным.

Совместными усилиями мы на постоянной основе разрабатываем меры противодействия международному терроризму, экстремизму, организованной преступности, наркотрафику и цветным революциям.
Но угрозы постоянно видоизменяются. Пандемия заставила по-новому взглянуть на проблемы биологической безопасности. Односторонние санкции вынуждают искать нестандартные решения в области экономической безопасности.

- Все это происходит на фоне неуклонно деградирующей ситуации в мире, которая становится все менее предсказуемой. Обостряются территориальные претензии. Усиливается борьба за доступ к стратегическим ресурсам и рынкам сбыта, за контроль над торговыми маршрутами. Все чаще фиксируются попытки размывания международного права. Договоренности в сфере контроля над вооружениями нарушаются. Повышается вероятность возникновения острых вооруженных конфликтов в различных регионах мира. Искусственно создаются новые разделительные линии и блоки.

Мировые проблемы осложняются попытками отдельных стран навязать другим идеологическое противостояние, чуждые идеалы и ценности.

Действуя таким образом, западные страны и блок НАТО пытаются решить растущие собственные внутренние проблемы, перед лицом которых они оказались бессильны. Внутриполитическая обстановка в самих США остается крайне напряженной. Но в попытке перенацелить общественное недовольство на мнимого внешнего врага в лице России или Китая, они зашли слишком далеко. Ради воплощения в жизнь очередной авантюры Белого дома – имею в виду АУКУС – под удар ставится вся архитектура безопасности в Азии, создаются предпосылки для подрыва авторитета АСЕАН и других региональных объединений, а также вызовы в сфере контроля за распространением ядерного оружия.

- Таким образом, Запад отчаянно пытается сохранить свое политическое, военное и экономическое доминирование в условиях набирающей обороты тенденции укрепления новых мировых центров.

Потратив триллионы долларов на военные операции, США и их союзники всюду оставляли за собой хаос. Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, в настоящее время – Украина, а еще ранее – Югославия, десятки ослабленных азиатских, африканских, латиноамериканских стран – все это примеры реализации на практике американской стратегии глобального доминирования.

США должны нести ответственность за разрушение экономик суверенных государств, за обострение межэтнических и политических проблем, за активизацию террористических, экстремистских и других угроз.

Но что мы наблюдаем вместо этого? Утвержденные в феврале текущего года президентом Байденом концептуальные подходы к реализации Стратегии национальной безопасности США открыто закрепляют курс Вашингтона на вмешательство во внутренние дела других государств с целью навязывания западной модели социально-экономического развития.

Что касается непосредственно России, мы продолжаем фиксировать попытки грубейшего вмешательства в наши внутриполитические процессы. Это отчетливо проявилось в ходе выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

- Уважаемые коллеги!

В 2022 году Белый дом намерен увеличить ассигнования на содействие так называемой демократизации и борьбу с авторитаризмом практически до трех миллиардов долларов.

Конечно, в фокусе основного внимания американцев остается пространство СНГ. Реализуется курс на стимулирование экономического и культурного разъединения России с Украиной и Грузией. Значительные усилия будут направлены на ослабление имеющихся связей Москвы с нашими центральноазиатскими партнерами.

В этой связи востребована коллективная работа по координации специальных служб и правоохранительных органов с целью противодействия реализации сценариев цветных революций, по налаживанию диалога в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа, а также по отслеживанию других недружественных шагов стран Запада и их подрывной деятельности на территории государств Содружества.

- Уважаемые главы делегаций, коллеги!

Серьезное негативное влияние на безопасность наших государств оказал поспешный вывод западного воинского контингента из Афганистана. По сути, за двадцать лет присутствия США и их союзников в этой стране им не удалось выполнить ни одного взятого на себя обязательства. Вместо этого Запад настойчиво пытался навязать афганцам чуждые им ценности, которые по определению не могли прижиться на афганской земле.

В результате марионеточный режим в Кабуле рухнул за считанные дни. А сами американцы попросту бросили афганцев на произвол судьбы, попытавшись переложить все бремя ответственности на соседние с Афганистаном государства.

При этом США, по сути, заложили в регионе бомбу замедленного действия, в том числе оставив талибам беспрецедентное количество современных вооружений и военной техники. В сложившейся обстановке оно может легко попасть в руки террористов из ИГИЛ, Аль-Каиды (запрещенных в России и многих других странах мира - прим.ред.) или других группировок, представляющих серьезную угрозу для наших государств.

В данных условиях нам необходимо наращивать получение и обмен разведывательной информацией о планах международных террористических организаций и намерениях Запада по их использованию против наших стран. Кроме того, важно более тесно координировать внешнеполитическую деятельность государств Содружества по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Требуется активно работать над унификацией антитеррористического законодательства и стандартов обучения профильных специалистов.

- Другой угрозой региональной стабильности является резкий рост числа беженцев из Афганистана. Масштабы этой проблемы могут превзойти последствия от миграционных кризисов, вызванных безответственными действиями Запада в Ливии, Сирии и Ираке. Так, в Иране и Пакистане уже сейчас находится около трех миллионов афганцев. Еще более четырех миллионов беженцев находятся в Турции.

Сами США пытаются урегулировать вопрос с размещением сотрудничавших с ними афганцев на территории других государств. Хочу особо подчеркнуть связанную с этим угрозу проникновения в наши страны террористических элементов.

Считаю необходимым придерживаться выработанного 23 августа в ходе внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ единого мнения о недопустимости размещения в странах Центральной Азии военных объектов США и НАТО, а также сотрудничавших с ними афганцев. Призываю все государства СНГ и далее следовать такой линии.

Кроме того, для выработки общих подходов к решению проблемы беженцев в рамках профильных структур СНГ необходимо поддерживать тесное взаимодействие спецслужб и правоохранительных органов по миграционной проблематике. Уверен, что это будет способствовать поддержанию мира, безопасности и стабильности на пространстве Содружества.

Позитивным примером подобной работы является ежегодная региональная операция по противодействию незаконной миграции «Нелегал», которая проводится на площадке ОДКБ.

- Уважаемые коллеги!

Одной из главных угроз для нашего региона по-прежнему является незаконный оборот наркотиков. Крупнейшим производителем опиатов в мире остается Афганистан, обеспечивающий до 90 процентов объема мирового рынка. Афганские наркотики служат в качестве одного из основных источников финансирования террористов. Сегодня на словах талибы заявляют о стремлении бороться с наркопроизводством, но их реальные шаги на данном направлении еще предстоит оценить.

По последним оценкам Управления по наркотикам и преступности ООН, благодаря слаженной работе правоохранительных органов и специальных служб
на долю так называемого северного маршрута, проходящего через территорию государств-участников СНГ, приходится лишь около одного процента афганского наркотрафика. Вижу в этом нашу общую заслугу.

В дальнейшем востребовано продолжение практики проведения по линии ОДКБ специального учения антинаркотических служб и органов внутренних дел под условным названием «Гром», а также ежегодной антинаркотической операции «Канал». Сегодня в ее работе в качестве наблюдателей задействован Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ. Предлагаю рассмотреть возможность привлечения к участию в упомянутой операции и представителей спецслужб заинтересованных стран Содружества.

- Уважаемые участники встречи!

Введенные в ряде государств эпидемиологические ограничения стимулировали переход террористов и преступников к более широкому применению различных программных средств и интернет-технологий. Распространение хакерских группировок увеличивает риски совершения компьютерных атак на объекты критической инфраструктуры. Террористами уже создаются собственные киберподразделения. При этом особую опасность видим в сложности своевременного установления подлинного источника атаки, что может, например, привести к острым межгосударственным конфликтам вплоть до вооруженных столкновений.

Страны НАТО также интенсивно развивают наступательный информационный потенциал, включающий разработку технологий искусственного интеллекта, реализацию концепции упреждающей киберобороны и создание профильных
коалиционных формирований, предназначенных для проведения наступательных киберопераций.

Такая деятельность требует от нас постоянного внимания и своевременной пропорциональной реакции.

Важно выстраивать предметный двусторонний диалог между силовыми структурами. И в частности:

  • расширять практику проведения двусторонних консультаций по информационной безопасности;
  • приступить к разработке нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области со странами, с которыми пока отсутствуют соответствующие соглашения;
  • выработать единые подходы к классификации угроз международной информационной безопасности;
  • определить и согласовать совместные меры противодействия;
  • сформировать эффективную систему сотрудничества в области предотвращения угроз безопасности значимых государственных информационных ресурсов.
  • Не менее серьезным вызовом является растущая необходимость в укреплении медико-биологической безопасности на постсоветском пространстве.

В государствах Содружества началось активное применение, а в некоторых странах и производство вакцины Спутник-V.

Вместе с тем стоящие в этой сфере задачи не исчерпываются лишь борьбой с коронавирусом.

Требуется активизировать взаимодействие стран-членов Содружества по проблематике биологической безопасности.Актуальность совместной работы на данном направлении возрастает ввиду отсутствия механизмов, позволяющих обеспечить прозрачность и проверяемость биологических исследований, проводимых в различных странах под эгидой США и их союзников. В этой связи призываю всех партнеров по СНГ поддержать создание многостороннего универсального механизма в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.

Кроме того, необходимо продолжить работу по согласованию и реализации двусторонних межправительственных меморандумов по биобезопасности в целях недопущения осуществления неподконтрольной деятельности в этой сфере третьих стран.

Помимо этого, следует проработать возможность присоединения всех государств СНГ к работе Координационного совета уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности.

- Уважаемые коллеги!

- В современных условиях наши страны должны проявить еще большую готовность к взаимной поддержке и развитию сотрудничества. Сегодня важно бережно сохранять традиционные ценности, историческую правду и память, что является твердой основой для дружбы народов.

Наши страны объединяет общий вклад в обеспечение региональной безопасности и глобальной стабильности, признание главенства международного права и координирующей роли ООН, неприятие вмешательства во внутренние дела независимых государств, готовность бескомпромиссно отстаивать свои национальные интересы и с пониманием относиться к суверенитету других стран.

Наша общая цель – создавать новые возможности для совместного решения глобальных проблем, социально-экономического развития стран и регионов планеты, сбережения морального и физического здоровья человечества.

Убежден, что сегодняшнее заседание внесет достойный вклад в дело укрепления союзнических отношений между нашими странами и будет способствовать поддержанию мира, безопасности и стабильности на пространстве СНГ.

Желаю успешной и плодотворной работы всем участникам!

Благодарю за внимание


ПечатьИAП "НАТО.РФ"

Новости по теме

23.06 16:35Заявление Североатлантического совета о Договоре по открытому небу
Мы глубоко сожалеем об уведомлении Россией о своем решении выйти из Договора по открытому небу.
31.05 13:13Путин прокомментировал решение НАТО об увеличении обороноспособности
Президент России Владимир Путин заявил о противоречии в планах НАТО по увеличению военных расходов на фоне разговоров об улучшении отношений с Россией
29.05 20:25В НАТО рассказали о готовности к существенному диалогу с Россией
НАТО готова вести существенный диалог с Россией, заявила заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер на сессии Парламентской ассамблеи в Тбилиси
28.05 10:04Саммит НАТО обсудил вопрос отношений с Россией
Генсек НАТО рассказал о решении саммита НАТО по вопросу подхода к отношениям с Россией
25.05 19:40Столтенберг: Россия всегда на повестке дня НАТО
Генсек альянса рассказал, что НАТО стремится к более конструктивным отношениям с Россией, поэтому альянс продолжает диалог с российской стороной

Последние новости

21 / 10 / 2021Выступление Патрушева на открытии XVII Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ
Страны НАТО также интенсивно развивают наступательный информационный потенциал...
02 / 10 / 2021Николай Патрушев: Как и сто лет назад, на Западе пытаются выстроить «санитарный кордон» вокруг нашей страны
23 сентября, Секретарь Совета Безопасности РФ Николая Патрушева дал интервью «Аргументам и фактам».
25 / 06 / 2021Патрушев: Сила государства – это, прежде всего, наши люди
Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева «Российской газете».
13 / 08 / 2014Информационные мускулы НАТО в публичной войне с Россией
Наталья Бурлинова – к.полит.н., президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия».
01 / 03 / 2012Эксперт: Конфликт Белоруссии и Запада связан с президентскими выборами в России
"Убежден, что дело обстоит не в Белоруссии, а скорее в предвыборной ситуации в России", - заявил 1 марта корреспонденту заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько, комментируя дипломатический конфликт Белоруссии и Запада.
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com