Чего не могут короли
21 / 07 / 2011Бельгийцы сегодня отметили главный праздник страны - День Бельгии (National Day).
Два века назад, в ноябре 1830 года состоялись выборы в Национальный конгресс. Результатом работы конгресса стали принятие Декларации о независимости Бельгии и Конституции страны. В феврале 1831 года Бельгия была объявлена конституционной монархией с двухпалатным парламентом. А 21 июля 1831 года в результате выборов на королевский престол взошел Леопольд I (Leopold of Saxe-Coburg). Новый король Леопольд I принес присягу бельгийскому парламенту на верность конституции.
Праздничные мероприятия в этот день включают военный парад (Гран-пляс), проводимый в Брюсселе, а в Генте — крупный уличный фестиваль танцев. Но сегодня День Бельгии бельгийцы встретили в разгар правительственного кризиса. Год и три месяца страна живет без федерального правительства.
26 апреля 2010 года король бельгийцев Альберт II принял отставку правительства Ива Летерма. Однако «отставленные» до сих пор остаются на своих местах и при делах. Парламентские выборы 13 июня 2010 года до сих пор не привели к формированию федерального правительства. Причина – непреодолимые противоречия между фламандскими и франкофонными партиями, которые не могут договориться о составе кабинета министров. В частности, фламандская националистическая партия Новый фламандский альянс (НФА) во главе с Бартом Де Вейфером, выигравшая последние выборы, занимает на консультациях политических сил Бельгии самую бескомпромиссную позицию.
«В этот национальный праздник мне бы хотелось вместе с вами порадоваться приведению к присяге нового полномочного федерального правительства. Однако у нас нет такой возможности, и я глубоко сожалею об этом», - заявил накануне праздника в своем традиционном обращении к нации Альберт II.
Несмотря на то, что правительство, которого вроде как и нет, успешно справляется со своими обязанностями, короля тяготит «безвластие». «Долгое отсутствие полномочного правительства создает у многих граждан чувство беспокойства за свое будущее, - уверен он. - Продолжительность кризиса, порождает у значительной части населения непонимание политической элиты, которая не находит никакого решения проблемы. Наша страна с ее культурным разнообразием расценивалась в некотором смысле как модель для Европейского союза. Наша нынешняя ситуация создает беспокойство среди наших партнеров и может нанести вред нашей позиции в объединенной Европе и даже самому европейскому строительству, уже подрываемому евроскептиками и популистами».