ЕвроПРО: написать юридические гарантии рука не поднимается?
09 / 09 / 2011Старые песни о главном. Сегодня заместитель генерального секретаря альянса Дирк Бренгельманн заявил, что система ПРО не представляет угрозы для российского ядерного потенциала и НАТО готово дать России фактические гарантии о ненаправленности системы ПРО против нее.
Это высказывание можно считать ответом на ранее прозвучавший комментарий министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. По мнению главы внешнеполитического ведомства России, сегодня «никаких свидетельств того, что нам готовы пойти навстречу, нет».
Он напомнил, что позиция РФ основывается на инициативе, которую выдвинул президент России Дмитрий Медведев. Речь, напомню, идет о секторальном подходе. Россия неоднократно высказывала готовность к сотрудничеству и излагала его принципы. В частности, речь идет о равноправном взаимодействии с самого начала, о совместной работе по согласованию тех мест, по которым с этими угрозами можно бороться.
Бренгельманн повторил старое: НАТО пока не готова дать юридических гарантий ненаправленности системы против России. «Я говорю лишь о политических заявлениях, которые затем будут перенесены на бумагу», - уверен он.
Глава МИД РФ Сергей Лавров со своей стороны подтвердил, что Россия по-прежнему заинтересована в таких гарантиях. При этом он подчеркнул, что «мы не просим односторонних гарантий, мы говорим о том, что все члены Совета Россия-НАТО должны договориться, что никакая деятельность в сфере ПРО не будет создавать угрозы рисков для обороноспособности кого-либо из участников».
Всплеск активности вокруг обсуждения ЕвроПРО возник после того, как 2 сентября официальный представитель турецкого МИД заявил о том, что радар системы раннего предупреждения об опасности ракетного нападения, создаваемый в рамках системы ЕвроПРО США и НАТО, будет размещен в юго-восточной Турции.
В МИД РФ уже отреагировали на данное заявление. По словам дипломатов, перспектива появления в Турции РЛС ПРО, являющейся элементом стратегической инфраструктуры США, делает еще более актуальным получение от США и НАТО твердых, юридически обязывающих гарантий ненаправленности развертываемых ими в Европе противоракетных средств против стратегических ядерных сил России.