about afghanistan albania arab_sy armenia azerbaijan balkan baltic belarus belgium bulgaria canada cis contacts croatia czech_republic denmark eapc estonia eu events film_about_nato france georgia germany greece history_of_nato hungary iceland iran iraq italy kazakhstan kyrgyzstan latvia libya links lithuania luxembourg moldavia nato_russia_council netherlands norway partnership_for_peace poland portugal romania russia slovakia slovenia spain syria tajikistan treaty turkey turkmenistan uk ukraine un usa uzbekistan what_nato_is wikileaks yugoslavia 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 archive

Новости

В МИД РФ прокомментировали итоги Конференции государств-участников Договора о запрещении ядерного оружия
26 / 06 / 2022

24 июня официальный представитель ведомства внешней политики России Мария Захарова выпустила официальный комментарий по итогам прошедшей 21-23 июня в Вене 1-й ККонференции государств-участников (КГУ) Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО).

В комментарии говорится:

"В связи с завершением первой КГУ ДЗЯО (Вена, 21-23 июня) считаем необходимым отметить следующее.

Разделяя приверженность благородной задаче построения мира, свободного от ядерного оружия, продолжаем твёрдо придерживаться позиции о том, что разработка ДЗЯО была преждевременной, ошибочной и по сути контрпродуктивной. Данное соглашение никак не способствует снижению нарастающих ядерных рисков и ни на шаг не приближает человечество к заявленной в нём цели. Заложенный в ДЗЯО подход ведёт лишь к нарастанию противоречий между ядерными и неядерными государствами. Он не учитывает военно-политическую и военно-стратегическую обстановку и идёт вразрез с принципом, в соответствии с которым ядерное разоружение должно осуществляться так, чтобы это вело к «повышению уровня безопасности для всех». Не видим реалистичных путей для осуществления на основе ДЗЯО каких-либо практических мер по непосредственному сокращению ядерных вооружений.

Россия, как и все остальные государства, обладающие военно-ядерным потенциалом, не принимала участия в КГУ ДЗЯО и не намерена это делать в дальнейшем. Также не планируем выстраивать совместную работу со вспомогательными структурами, создаваемыми в рамках взаимодействия участников ДЗЯО по его выполнению.

Что касается одобренных по итогам КГУ «Венской декларации» и «Венского плана действий», то данные документы, по нашему мнению, не отражают объективных реалий и не имеют перспектив полноформатной реализации.

В данном контексте, в частности, отмечаем, что заявление о том, будто со вступлением ДЗЯО в силу ядерное оружие «теперь недвусмысленно и всеобъемлюще запрещено в соответствии с международным правом», не соответствует действительности. Россия, как и ранее, исходит из того, что данный Договор устанавливает требования исключительно для его участников и не является в чём-либо обязывающим по отношению к нашей стране либо другим государствам, которые не станут его подписывать и ратифицировать. С учётом последовательных и настойчивых возражений со стороны целого ряда государств данное соглашение также никоим образом не способствует развитию норм обычного международного права.

Соответственно, Россия не полагает себя связанной решениями, которые были приняты на первой КГУ или будут приняты на последующих конференциях по ДЗЯО.

В связи с зафиксированным в итоговых документах КГУ стремлением поставить на постоянную основу усилия по универсализации ДЗЯО подчёркиваем: Россия не намерена присоединяться к данному соглашению и имеет в виду следовать пониманию, что Договор не устанавливает какие-либо универсальные стандарты – ни сейчас, ни на перспективу.

Крайне далека от прагматичного взгляда на ситуацию и выраженная участниками ДЗЯО приверженность достижению «ядерного ноля» через «дальнейшую стигматизацию и делегитимизацию ядерных вооружений». Вполне очевидно, что попыткой части мирового сообщества объявить ядерное оружие «вне закона» невозможно достичь реального прогресса на пути разоружения.

Отмечаем также, что сторонники ДЗЯО настойчиво продвигают тезис о его якобы «совместимости» с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и рассматривают данное соглашение в качестве «эффективной меры» по имплементации обязательств по Статье VI ДНЯО. При этом они осуждают «действия, которые создают риски подрыва ДНЯО» в качестве краеугольного камня режима ядерного нераспространения и разоружения. Однако проблема в том, что, на наш взгляд, именно ДЗЯО, который был разработан без учёта стратегических реалий и интересов безопасности ядерных стран, может нанести непоправимый ущерб ДНЯО. Напористое продвижение ДЗЯО углубляет разобщённость между государствами и расшатывает режим ДНЯО, подрывая его авторитет. Фактически происходит расщепление международно-правового фундамента разоружения на раздельные и не сочетающиеся друг с другом элементы.

Полагаем, что прошедший испытание временем ДНЯО является самодостаточным документом и не нуждается в дополнениях и конкретизации помимо тех шагов, которые согласовываются в рамках его обзорного процесса. Для России ДНЯО безоговорочно сохраняет роль основополагающего правового ориентира в указанной области.

Из документов КГУ следует, что участники ДЗЯО в своих усилиях по его имплементации продолжают рассматривать абстрактные гуманитарные установки в качестве основного движущего фактора ядерного разоружения. Со своей стороны считаем, что гуманитарный посыл, при всей его важности, не может быть поставлен без каких-либо контрбалансов во главу угла, когда речь идёт о вопросах войны и мира, национальной безопасности и даже выживания государств. Он не должен затмевать приоритетность решения неотложных проблем международной безопасности и стабильности, что в свою очередь работало бы на формирование предпосылок для дальнейшего ядерного разоружения. В нынешних турбулентных условиях в целях создания подобного благоприятного климата необходимы особенно кропотливые и методичные коллективные усилия.

Не могут не вызывать недоумения прозвучавшие накануне КГУ в контексте украинского конфликта заявления относительно «взаимных угроз применения ядерного оружия», а также отдельные высказывания с трибуны конференции о якобы предпринятом Россией «ядерном шантаже». Вновь подчеркиваем: со стороны России никаких «ядерных угроз» никогда не звучало и не звучит. Российские подходы основаны исключительно на логике сдерживания, в т.ч. в нынешних условиях, когда спровоцировавшие обострение украинского кризиса и развязавшие гибридную кампанию против России члены НАТО, которые провозгласили себя «ядерным альянсом», опасно балансируют на грани прямого вооружённого конфликта с нашей страной. Нравится это кому-то или нет, но пока существует ядерное оружие, логика сдерживания остаётся действенным способом предупреждения ядерного столкновения и масштабных войн. Искажение в пропагандистских целях сути российской политики в данной сфере, базирующейся на постулате о недопустимости ядерной войны, абсолютно неприемлемо.

В целом, не соглашаясь с нереалистичной идеей «короткого пути» к безъядерному миру, тем не менее, остаемся открытыми к взаимоуважительному конструктивному диалогу со всеми заинтересованными сторонами, к прагматичной работе в соответствующих международных форматах по созданию в духе доброй воли предпосылок для следующих шагов в данном направлении. Однако какие-либо умозрительные графики выхода на конечный результат здесь вряд ли помогут. Дальнейшее продвижение следует осуществлять комплексно, в строгом соответствии со Статьёй VI ДНЯО и без выдёргивания её отдельных элементов из целостного контекста всеобщего и полного разоружения. Прогресс возможен только на основе выверенного и поэтапного подхода, предусматривающего укрепление международной стабильности и безопасности для всех без исключения государств."


ПечатьИAП "НАТО.РФ"

Последние новости

14 / 08 / 2022США окажет военную помощь Украине еще на 1 миллиард долларов
Принято решение о выделении 1 миллиарда долларов в виде новой военной помощи США для Украины, сообщил Госсекретарь США Энтони Блинкен.
13 / 08 / 2022Посол РФ прокомментировал выделение США финансирования на разминирование в Украине
Госдепартамент США намерен оказать содействие Украине в разминировании территорий.
12 / 08 / 2022Корабли НАТО завершили учения в восточной части Средиземного моря
Корабли НАТО провели полуторанедельные учения в восточной части Средиземного моря.
11 / 08 / 2022Главы МИД G7 выступили с заявлением по обеспечению ядерной безопасности на Запорожской АЭС
Опубликовано заявление в поддержку усилий МАГАТЭ по обеспечению ядерной безопасности на Запорожской АЭС в Украине.
10 / 08 / 2022Комментарий МИД России о ситуации с Договором СНВ
Заявление по ситуации с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com