about afghanistan albania arab_sy armenia azerbaijan balkan baltic belarus belgium bulgaria canada cis contacts croatia czech_republic denmark eapc estonia eu events film_about_nato france georgia germany greece history_of_nato hungary iceland iran iraq italy kazakhstan kyrgyzstan latvia libya links lithuania luxembourg moldavia nato_russia_council netherlands norway partnership_for_peace poland portugal romania russia slovakia slovenia spain syria tajikistan treaty turkey turkmenistan uk ukraine un usa uzbekistan what_nato_is wikileaks yugoslavia 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 archive

Новости

В МИД РФ прокомментировали прекращение «зерновой сделки»
18 / 07 / 2023

17 июля было опубликовано заявление МИД России о Стамбульских договоренностях, касающихся вывоза украинского зерна и российских удобрений.

В нем говорится:

"Почти год назад, 22 июля 2022 года, в Стамбуле были подписаны два взаимоувязанных соглашения – «черноморская инициатива» по вывозу украинского продовольствия и российского аммиака и Меморандум Россия-ООН по нормализации российского экспорта сельхозпродукции и удобрений. Данный «пакет», как известно, был заключен по предложению и при участии Генсекретаря ООН А.Гутерреша с заявленными гуманитарными целями обеспечения глобальной продовольственной безопасности, снижения угроз голода и помощи нуждающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.

Год спустя итоги работы по реализации указанных договоренностей выглядят неутешительно.

«Черноморская инициатива» была запущена буквально через неделю после подписания. В максимально короткие сроки был определен морской гуманитарный коридор, сформирован Совместный координационный центр (СКЦ) в Стамбуле для регистрации и инспекций судов-участников, а уже 1 августа 2022 г. из Одессы вышел первый сухогруз «Разони». Это наглядно подтвердило добросовестный и ответственный подход российских представителей к выполнению своих обязанностей как стороны договоренности.

Однако вразрез с заявленными гуманитарными целями вывоз украинского продовольствия был практически сразу переведен на сугубо коммерческую основу и до последнего момента был направлен на обслуживание узкокорыстных интересов Киева и его западных кураторов. Факты и цифры, что называется, говорят сами за себя. За время работы «черноморской инициативы» в общей сложности было вывезено 32,8 млн тонн грузов, из которых более 70% (26,3 млн тонн) были отправлены в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая ЕС. На долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали, пришлось менее 3%, всего 922 092 тонн.

Такая география и коммерциализация изначально гуманитарной инициативы станут понятными, если учесть, что владельцами значительной части украинских пахотных земель (более 17 млн га) являются западные корпорации Cargill, DuPont и Monsanto. Именно они скупили украинские земли после снятия Киевом по требованию МВФ 20-летнего моратория на их продажу и стали главными бенефициарами от украинского зернового экспорта. С другой стороны, европейцы, приобретающие по демпинговым ценам украинское продовольствие, затем перерабатывают его на своих производствах для дальнейшей перепродажи в качестве готовых товаров с высокой добавленной стоимостью. Западники, по сути, зарабатывают дважды – и на продаже, и на переработке зерна. Помимо этого, США и ЕС спекулируют на ценах, создавая искусственный дефицит товаров, и вытесняют российскую сельхозпродукцию с мировых рынков через введение незаконных односторонних санкций.

Следует также отметить, что в течение года реализации «черноморской инициативы» киевский режим не брезговал под прикрытием морского гуманитарного коридора и судоходства совершать провокации и атаки против российских гражданских и военных объектов. По существу, подконтрольные Киеву порты и открытый Россией безопасный коридор для вывоза украинского зерна использовались для проведения террористических нападений в нарушение духа и буквы «черноморской инициативы».

Что касается Меморандума Россия-ООН, то он на деле так и не заработал. Под лицемерные разговоры о нуждах стран глобального Юга и о том, что санкции якобы не распространяются на продовольствие и удобрения, в Вашингтоне, Брюсселе и Лондоне продолжили «штамповать» свои рестрикции. Только ЕС с июля 2022 г. выпустил пять новых пакетов санкций. Не отстают и американцы с британцами со своими экстерриториальными ограничениями. В результате российские банковские платежи, страхование и транспортная логистика, поставки запчастей и зарубежные активы оказались полностью заблокированными.

Показательный пример – безвозмездные поставки российских минеральных удобрений беднейшим странам под эгидой ООН. С момента объявления данной инициативы в сентябре 2022 г. из 262 000 тонн продукции, заблокированной в Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландах, были отправлены всего две партии – 20 000 тонн в Малави и 34 000 в Кению. И это несмотря на то, что речь идет о сугубо гуманитарной акции, на которую никакие санкции не должны распространяться в принципе. При этом российская компания-собственник продукции оплатила еще и все расходы на ее доставку и транспортировку. Отдельно дополнительно заплатили ооновцам и латышам, после чего мининдел Латвии не постеснялся с трибуны ГА ООН заявлять о готовности «пожертвовать» наши удобрения нуждающимся, а ооновцы сначала не нашли места для упоминания России в своих пресс-релизах, а потом и вовсе не пришли на церемонию передачи груза.

Вынуждены констатировать, что из пяти предусмотренных Меморандумом Россия-ООН системных задач не выполнено ни одной. «Россельхозбанк» не был переподключен к системе SWIFT. Лихорадочное, вброшенное в последний момент предложение Генсекретаря ООН о неких опциях с доступом к SWIFT для «дочерней» или аффилированной с нашим банком структурой практически не реализуемо и нежизнеспособно – по нашим данным, это признают и в Евросоюзе. По сути, нам в очередной раз пытались продать пустое обещание под продление «черноморской инициативы».

Ввоз в Россию запчастей и оборудования для производства сельхозпродукции и удобрений запрещен как товаров «двойного назначения». Вся территория нашей страны объявлена зоной военных рисков с непомерно высокими ставками страхования до уровня запретительных, а иностранные порты закрыты для доступа наших судов и грузов. Зарубежные счета отечественных сельхозкомпаний «заморожены», несмотря на то, что западные санкции якобы не распространяются на продовольствие и удобрения. Частично разблокированные средства «перекочевали» в карманы тех же западников в счет погашения кредитов и оплаты безвозмездных поставок наших удобрений.

Наконец, история с реанимированием аммиакопровода «Тольятти-Одесса», что предусмотрено обеими Стамбульскими договоренностями, демонстрирует лучше всяких слов подход киевского режима и ооновцев к своим обязательствам. Сначала под его перезапуск пытались выторговать дополнительные выгоды по расширению «черноморской инициативы» (включение новых портов, диверсификация номенклатуры грузов и увеличение инспекций) и ее продлению в рамках специального предложения А.Гутерреша от 24 апреля. А затем, не добившись этих целей, киевский режим подорвал 5 июня аммиакопровод по принципу «нет трубы, нет проблемы» под красноречивое молчание Секретариата ООН.

В этих условиях откровенного саботажа в реализации Стамбульских соглашений продолжение не оправдавшей своего гуманитарного предназначения «черноморской инициативы» теряет смысл.

В соответствии с пунктом Н договоренности российская сторона возражает против ее дальнейшего продления, о чем сегодня были официально проинформированы турецкая и украинская стороны, а также уведомлен Секретариат ООН. Это означает отзыв гарантий безопасности судоходства, сворачивание морского гуманитарного коридора, восстановление режима временно опасного района в северо-западной акватории Черного моря и расформирование СКЦ в Стамбуле. Без участия России «черноморская инициатива» прекращает свое функционирование с 18 июля.

Полагаем, что пришло время проявить заявленную солидарность европейским союзникам Киева, которые могут вывозить украинское продовольствие через сухопутные коридоры. Правда, при этом дешевое и некачественное зерно, поступающее без какого-либо контроля, рискует окончательно затопить европейские рынки, вызвав (и уже вызывая) протесты местных фермеров. Если это действительно волнует Брюссель, то есовцы вполне могут скупать его и вместо разговоров про борьбу с голодом начать направлять в нуждающиеся страны.

Если же в западных столицах реально дорожат «черноморской инициативой», то пусть серьезно задумаются над выполнением своих обязательств и реальным изъятием из-под санкций российских удобрений и продовольствия. Только при получении конкретных результатов, а не обещаний и заверений, Россия будет готова рассмотреть восстановление «сделки»."


ПечатьИAП "НАТО.РФ"

Последние новости

18 / 06 / 2024Генсек НАТО отправился в Вашингтон
17 июня Генеральный секретарь НАТО встретился с президентом США Джо Байденом.
17 / 06 / 2024В СБ ООН обсуждены вопросы поставок оружия Украине
14 июня в рамках заседания Совета безопасности ООН было проведено обсуждение по инициативе России.
16 / 06 / 2024Заключено соглашение о безопасности между США и Украиной
13 июня Государственный секретарь США Энтони Блинкен выпустил заявление.
15 / 06 / 2024Завершена встреча министров обороны НАТО в Брюсселе
14 июня министры обороны стран НАТО завершили двухдневную встречу в преддверии саммита в Вашингтоне.
14 / 06 / 2024Подведены итоги первого дня встречи глав ведомств обороны НАТО
13 июня министры обороны провели встречу в Брюсселе для завершения подготовки к саммиту НАТО.
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com