about afghanistan albania arab_sy armenia azerbaijan balkan baltic belarus belgium bulgaria canada cis contacts croatia czech_republic denmark eapc estonia eu events film_about_nato france georgia germany greece history_of_nato hungary iceland iran iraq italy kazakhstan kyrgyzstan latvia libya links lithuania luxembourg moldavia nato_russia_council netherlands norway partnership_for_peace poland portugal romania russia slovakia slovenia spain syria tajikistan treaty turkey turkmenistan uk ukraine un usa uzbekistan what_nato_is wikileaks yugoslavia 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 archive

Новости

В Вене обсуждены вопросы многополярного мироустройства
02 / 07 / 2024

1 июля руководитель делегации Российской Федерации К.Гаврилов выступил на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями на открытии «круглого стола» по теме «Формирование многополярного мироустройства: региональные и глобальные вызовы», сообщает МИД РФ.

В его выступлении говорилось:

"Уважаемые дамы и господа,

Ваши Превосходительства,

Прежде всего, позвольте поблагодарить всех присутствующих за согласие принять участие в научно-практическом «круглом столе». В сегодняшнем мире иметь независимую точку зрения, стремление объективно разобраться в непростых вопросах и постараться понять собеседника уже само по себе является смелым шагом!

Делегация Российской Федерации в Вене по вопросам военной безопасности и контролю над вооружениями убеждается в этом каждый раз в ходе заседаний Форума ОБСЕ.

Сразу оговорюсь, что мы ни в коей мере не планировали превратить мероприятие в пропагандистское «клише» с заранее очерченным сюжетом и выводами. Наоборот, для открытых и продуктивных дискуссий постарались привлечь к мероприятию максимально возможную экспертную аудиторию: дипломатов-практиков, общественных деятелей, представителей научных и просветительских кругов. Со своей стороны сделаем все возможное, чтобы сегодня был услышан каждый голос.

Тема дискуссии «Формирование многополярного мироустройства: региональные и глобальные вызовы» выбрана нами неслучайно. Она назревала давно, а сейчас, как нам кажется, вырвалась «наружу». Мир стремительно меняется. Как прежде он уже не будет ни в глобальной политике, ни в экономике, ни в технологической конкуренции. Всё больше государств стремятся к укреплению суверенитета, самодостаточности, национальной и культурной идентичности. На авансцену выходят страны Глобального Юга, Востока, растет роль Африки и Латинской Америки. Заметно ускорились и темпы трансформации в Евразии, где активно реализуется целый ряд масштабных интеграционных проектов. Таким ярким примером, безусловно, является БРИКС, выступающий локомотивом построения справедливого, демократического миропорядка, который основывался бы на принципах подлинного равноправия, свободного от диктата и силового давления. Как Вы знаете, 1 января Россия приняла эстафету председательства в Объединении. После присоединения новых членов (Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и Эфиопии) «десяткой» принято решение пока взять паузу с новыми членами, чтобы «переварить» вновь прибывших, которые увеличили состав этого объединения вдвое. Согласитесь, этот факт убедительно свидетельствует о растущем авторитете БРИКС и его роли в мировых делах.

Именно на основе новой политической, экономической реальности сегодня формируются контуры многополярного и многостороннего мироустройства, и это объективный процесс. Невозможно, например, выработать комплексный механизм долгосрочного Ближневосточного урегулирования без учета интересов всех государств региона и без устранения несправедливости к палестинскому народу.

Напомню, что в конце XX в. после окончания острой военно-идеологической конфронтации у мирового сообщества был уникальный шанс построить надежный, справедливый порядок в области безопасности. Однако Западные державы во главе с США сочли, что они победили в «холодной войне» и вправе самостоятельно определять, как следует обустроить мир. Практическим выражением такого мировоззрения стал проект неограниченного в пространстве и во времени расширения Североатлантического альянса.

Россия неизменно и в 90-е годы, и позднее указывала на ошибочность курса, избранного элитами Запада, не просто критиковала и предупреждала, а предлагала варианты, конструктивные решения, подчеркивала важность выработки устраивавшего всех механизма европейской и мировой безопасности. Взять хотя бы для примера идею договора о европейской безопасности, которую Россия предложила еще в 2008 году. Эти же вопросы были зафиксированы в наших предложениях о гарантиях безопасности, переданных США и НАТО в декабре 2021 года.

Но все наши многократные попытки вразумить собеседников не находили вообще никакого ответа. Западные страны, будучи уверенными не столько в собственной правоте, сколько в своей силе, способности навязать остальному миру все, что угодно, просто игнорировали другие мнения.

Между тем, достаточно быстро стало понятно, что западная схема, провозглашенная единственно правильной для обеспечения безопасности и процветания в Европе и мире, на самом деле не работает. Последующие трагические события в бывшей Югославии, Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане позволили в этом убедиться. Действия США и их союзников не принесли ничего, кроме усугубления имеющихся проблем, поломанных судеб миллионов людей, разрушений целых государств.

Два года назад на саммите НАТО в Мадриде объявили о том, что альянс будет заниматься теперь вопросами безопасности – не только в Евроатлантике, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Очевидно, что за этим стоит попытка усилить давление на те страны региона, развитие которых они решили сдерживать. Как известно, на одном из первых мест в этом списке находится наша страна – Россия.

Напомню также, что именно Вашингтон подорвал стратегическую стабильность, заявив об одностороннем выходе из договоров о противоракетной обороне, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по открытому небу, а совместно со своими натовскими сателлитами разрушил создававшуюся десятилетиями систему мер доверия и контроля над вооружениями на европейском пространстве.

В конечном счёте эгоизм и высокомерие западных государств привели к нынешнему крайне опасному состоянию дел. Мы подошли недопустимо близко к точке невозврата. Призывы нанести «стратегическое поражение» России, обладающей крупнейшими арсеналами ядерного оружия, демонстрируют запредельный авантюризм западных политиков. Они либо не понимают масштабы угрозы, которую сами порождают, либо попросту одержимы верой в собственную безнаказанность и в собственную исключительность. И то, и другое может обернуться трагедией.

И здесь мы не можем и не хотим обойти вопрос о происходящем вокруг Украины. Для этого мы пригласили не только профильных экспертов, но и наших соотечественников, побывавших в плену укронацистов.

Подчеркну: кризис, связанный с Украиной, – это не конфликт двух государств, тем более двух народов, вызванный какими-то проблемами между ними. Если бы дело обстояло именно так, то нет сомнений, что русские и украинцы, которых объединяет общая история и культура, духовные ценности, миллионы родственных, семейных, человеческих связей, нашли бы способ справедливо урегулировать любые вопросы и разногласия.

Но дело обстоит по-другому: корни конфликта не в двусторонних отношениях. События вокруг Украины – прямой результат мирового и европейского развития конца XX – начала XXI вв., той агрессивной, бесцеремонной и абсолютно авантюрной политики, которую Запад начал проводить задолго до того, как началась специальная военная операция.

Реализуя «украинский проект» США, их союзники и марионетки фактически пустили под откос не только основы архитектуры европейской безопасности, заложенные в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, но и поставили весь мир перед угрозой глобальной войны.

Предваряя выступления наших гостей по экономическим аспектам, хотел бы отметить, что «коллективный Запад» своими действиями дискредитировал и ослабил ключевые рыночные институты. Используя МВФ и Всемирный банк, передергивая климатическую повестку, он сдерживает развитие глобального Юга. Проигрывая в конкуренции, даже по тем правилам, которые Запад сам написал под себя, пускает в ход запретительные барьеры, все виды протекционизма. Так, например, в США фактически отказались от Всемирной торговой организации как регулятора международной торговли.

Растет недоверие к финансовой системе, основанной на западных резервных валютах. Наметился отток средств из ценных бумаг и долговых обязательств западных государств, а также некоторых европейских банков, которые еще недавно считались абсолютно надежным местом для хранения капиталов. Вывозится золото. Всё это происходит на фоне заморозки некоторыми странами Запада части российских активов и валютных резервов. Подчеркну: украв российские активы, они сделают еще один шаг к разрушению той системы, которую сами создавали и которая многие десятилетия обеспечивала их процветание, позволяла потреблять больше, чем они зарабатывают. Всем странам и компаниям, суверенным фондам становится очевидно, что их активы и резервы далеко не в безопасности, как в юридическом, так и в экономическом смысле слова. Нужна ли нам такая финансово-экономическая модель, основанная на воле суверена? Очевидно, нет.

И наконец, передавая слово нашим экспертам, хочу еще раз отметить, что сегодня системы евро-атлантической безопасности не существует. Ее нужно фактически создавать заново. Всё это требует от России совместно с партнёрами, со всеми заинтересованными странами, а таких немало, проработать свои варианты обеспечения глобальной и региональной безопасности. Отмечу в связи с этим, что международная дискуссия о параметрах взаимодействия государств в многополярном мире, о демократизации всей системы международных отношений, конечно, уже идет. Так, с партнёрами по Содружеству Независимых Государств мы согласовали и приняли совместный документ о международных отношениях в многополярном мире. Пригласили партнеров к разговору по этой тематике и на других международных площадках, в первую очередь, в ШОС и БРИКС. Заинтересованы в том, чтобы этот диалог получил серьезное развитие и в стенах ООН, в том числе по такой базовой, жизненно важной для всех теме, как создание системы неделимой безопасности.

Убежден, что сегодняшние дискуссии помогут нам лучше проанализировать существо перечисленных проблем и предложить возможные пути их решения для широкого международного обсуждения.

Спасибо."


ПечатьИAП "НАТО.РФ"

Последние новости

17 / 07 / 2024Союзники по НАТО продолжают поддерживать Украину
Всеобъемлющий пакет помощи для Украины был запущен в 2016 году.
16 / 07 / 2024Назначен новый глава представительства НАТО в Украине
Генеральный секретарь Йенс Столтенберг объявил о назначении старшего представителя в Украине.
15 / 07 / 2024В ООН обсудили новый виток конфликта в Газе
Гуманитарные агентства ООН и их партнеры продолжают оказывать помощь жертвам субботнего удара по Аль-Маваси.
14 / 07 / 2024В НАТО пересмотрели стратегию в области искусственного интеллекта
НАТО опубликовала пересмотренную стратегию в области искусственного интеллекта.
13 / 07 / 2024База противоракетной обороны НАТО в Польше введена в строй
Новый объект ПРО США в Редзиково (Польша) введен в эксплуатацию.
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com