Что такое НАТО | | | История НАТО | | | Новости | | | Аналитика | | | Мнение эксперта | | | Ссылки | | | Контакты | | | О проекте |
| НовостиВ Вашингтоне подвели итоги первого дня саммита НАТО
11 / 07 / 202410 июля Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выступил на первом дне Общественного форума НАТО в Вашингтоне, округ Колумбия. В беседе с Фредериком Кемпом, президентом и генеральным директором Атлантического совета, Генеральный секретарь сказал, что на встрече в верхах лидеры стран Североатлантического союза примут важные решения для будущей безопасности НАТО, в том числе по сдерживанию и обороне, поддержке Украины и глобальным партнерствам. Г-н Столтенберг подчеркнул, что страны НАТО оказывают еще большую поддержку Украине, отметив, что ожидает, что государства-члены согласятся с тем, что НАТО будет играть ведущую роль в координации помощи и учебной подготовки в области безопасности для Украины и продолжат еще больше сближать Украину с НАТО. Он также приветствовал участие Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии во встрече в верхах, отметив, что союзники все теснее взаимодействуют с партнерами из Индо-Тихоокеанского региона. Общественный форум НАТО проходил в течение двух дней на полях встречи НАТО в верхах в Вашингтоне. Он организован совместно НАТО и правительством Соединенных Штатов в сотрудничестве с Атлантическим советом, Центром новой американской безопасности, «Глобсек», Германским фондом Маршалла Соединенных Штатов и Гудзоновским институтом. В тот же день он выступил в конгресс-центре им. Уолтера Вашингтона, обозначив, что ожидает от союзников принятия важных решений по дальнейшему усилению поддержки Украины, укреплению сдерживания и обороны НАТО и углублению партнерских отношений с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе. Работа Вашингтонского саммита проходила в формате нескольких заседаний. В частности, в ходе встречи в верхах главы государств и правительств стран НАТО одобрили новое обязательство НАТО по расширению промышленного потенциала. Это обязательство направлено на ускорение наращивания оборонно-промышленного потенциала и производства в рамках Североатлантического союза и подчеркивает стратегическую важность трансатлантического оборонного сотрудничества. На этом заседании лидеры стран НАТО подтвердили, что мощная оборонная промышленность необходима для поддержания потенциала НАТО в области сдерживания и обороны, а также для дальнейшей поддержки Украины. Обязательство включает в себя такие долгосрочные меры, как разработка национальных планов по укреплению промышленного потенциала, ускорение многонациональных закупок, активизация внедрения стандартов для повышения оперативной совместимости, устранение барьеров для торговли и инвестиций, а также обеспечение безопасности критически важных цепочек поставок. Страны НАТО также обязались в краткосрочной перспективе предоставить критически важные средства как для выполнения планов обороны НАТО, так и для поддержки Украины, уделив первоначальное внимание боеприпасам и системам противовоздушной и противоракетной обороны. Новое обязательство основывается на Плане действий в области оборонного производства, согласованном на встрече в верхах в Вильнюсе в июле 2023 года. С тех пор страны НАТО добились значительного прогресса в обновлении национальных оборонных стратегий, оптимизации процессов закупок и инвестировании в промышленное производство. В январе европейские страны НАТО договорились о совместной закупке до 1000 ракет для ЗРК «Пэтриот». На полях встречи в верхах Агентство НАТО по обеспечению и закупкам разместило заказ на зенитные ракеты «Стингер» на сумму 700 миллионов долларов. В тот же день главы государств и правительств стран НАТО одобрили новую политику НАТО в отношении женщин, мира и безопасности. В соответствии со Стратегической концепцией до 2022 года, новая политика обеспечивает политическую основу для дальнейшего продвижения повестки дня НАТО "Женщины, мир и безопасность" (WPS) во всех основных задачах Североатлантического союза. В нем признается, что учет гендерной проблематики повышает эффективность принятия политических решений НАТО, оперативную эффективность и все усилия по достижению гендерного равенства. В нем также признается, что гендерное равенство и повестка дня WPS являются неотъемлемой частью устойчивого мира и отражают основные ценности и приоритеты Североатлантического союза. В новой политике определены четыре стратегические цели: укрепление лидерства и подотчетности с учетом гендерных факторов; расширение участия женщин на всех уровнях, включая принятие решений и руководство; предотвращение угроз, которые оказывают непропорциональное воздействие на женщин и девочек; и защита женщин и девочек от насилия по признаку пола. В нем признается тесная связь между WPS НАТО и программами обеспечения безопасности человека, особенно в области сексуального насилия, связанного с конфликтом (CRSV), что было подчеркнуто во время продолжающейся войны в Украине. Впервые в политике упоминаются новые и нарождающиеся проблемы, такие как гендерная дезинформация, насилие по признаку пола с помощью технологий и гендерные аспекты изменения климата и искусственного интеллекта. В нем также подчеркивается важность партнерских отношений с гражданским обществом и содержится призыв к расширению сотрудничества с частным сектором, особенно в борьбе с угрозами, связанными с технологиями. “Поскольку мы отмечаем 75-ю годовщину НАТО и приближаемся к 25-летию Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН, эта новая политика в отношении женщин, мира и безопасности отражает нашу новую приверженность отстаиванию ценностей, которые укрепляют единство и устойчивость нашего Североатлантического союза”, - заявила г-жа Ирен Феллин, специальный представитель Генерального секретаря по вопросам женщин, мира и безопасности. Первая в истории политика НАТО в отношении WPS была принята в 2007 году. На Вильнюсском саммите в 2023 году страны НАТО обязались обновить ее. Хотя реализация глобальной повестки дня WPS остается в первую очередь обязанностью стран, НАТО предоставляет уникальную платформу для координации усилий и содействия более тесному сотрудничеству между государствами, странами-партнерами и другими региональными и международными заинтересованными сторонами. По итогам первого дня саммита была опубликована Декларация Вашингтонского саммита, принятая главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Вашингтоне, округ Колумбия: "1. Мы, главы государств и правительств Североатлантического альянса, собрались в Вашингтоне, чтобы отпраздновать 75-ю годовщину нашего Альянса. НАТО, созданная для сохранения мира, остается самым сильным альянсом в истории. Мы сохраняем единство и солидарность перед лицом жестокой агрессивной войны на Европейском континенте в критический для нашей безопасности момент. Мы подтверждаем прочные трансатлантические связи между нашими странами. НАТО остается уникальным, важным и незаменимым трансатлантическим форумом для консультаций, координации и принятия мер по всем вопросам, связанным с нашей индивидуальной и коллективной безопасностью. НАТО - это оборонительный альянс. Наша приверженность постоянной защите друг друга и каждого дюйма территории союзников, как это закреплено в статье 5 Вашингтонского договора, непоколебима. Мы продолжим обеспечивать нашу коллективную оборону от всех угроз и со всех направлений, основываясь на 360-градусном подходе, для выполнения трех основных задач НАТО: сдерживания и обороны, предотвращения кризисов и управления ими, а также безопасности на основе сотрудничества. Нас объединяют общие ценности: свобода личности, права человека, демократия и верховенство закона. Мы придерживаемся международного права, целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и привержены поддержанию международного порядка, основанного на правилах. 2. Мы тепло приветствуем нашего тридцать второго и самого нового союзника, Швецию. Историческое присоединение Финляндии и Швеции делает их более безопасными, а наш союз - более прочным, в том числе на Крайнем Севере и в Балтийском море. Каждая нация имеет право выбирать свои собственные меры безопасности. Мы подтверждаем нашу приверженность политике открытых дверей НАТО в соответствии со статьей 10 Вашингтонского договора. 3. Полномасштабное вторжение России в Украину пошатнуло мир и стабильность в Евроатлантическом регионе и серьезно подорвало глобальную безопасность. Россия остается самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников. Терроризм во всех его формах и проявлениях является самой прямой асимметричной угрозой безопасности наших граждан, а также международному миру и процветанию. Угрозы, с которыми мы сталкиваемся, носят глобальный и взаимосвязанный характер. 4. Стратегическая конкуренция, повсеместная нестабильность и периодические потрясения определяют нашу общую обстановку в области безопасности. Конфликты, хрупкость и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке напрямую влияют на нашу безопасность и безопасность наших партнеров. Там, где эти тенденции присутствуют, они, среди прочего, способствуют вынужденному перемещению населения, подпитывают торговлю людьми и нелегальную миграцию. Дестабилизирующие действия Ирана влияют на евроатлантическую безопасность. Заявленные Китайской Народной Республикой (КНР) амбиции и принудительная политика продолжают бросать вызов нашим интересам, безопасности и ценностям. Углубляющееся стратегическое партнерство между Россией и КНР и их взаимоусиливающие попытки подорвать и изменить международный порядок, основанный на правилах, вызывают глубокую обеспокоенность. Мы сталкиваемся с гибридными, кибернетическими, космическими и другими угрозами и вредоносной деятельностью со стороны государственных и негосударственных субъектов. 5. На этом саммите, посвященном 75-й годовщине, мы предпринимаем дальнейшие шаги по укреплению нашего сдерживания и обороны, усилению нашей долгосрочной поддержки Украины, чтобы она могла одержать победу в своей борьбе за свободу, и углублению партнерских отношений с НАТО. Мы тепло приветствуем Президента Украины Зеленского и лидеров Австралии, Японии, Новой Зеландии, Республики Корея и Европейского союза. 6. Мы приветствуем тот факт, что более двух третей стран НАТО выполнили свои обязательства по ежегодным расходам на оборону в размере не менее 2% ВВП, и выражаем признательность тем союзникам, которые превысили их. Союзники наращивают усилия: расходы на оборону европейских стран НАТО и Канады выросли на 18% в 2024 году, что является самым значительным увеличением за последние десятилетия. Они также увеличивают инвестиции в современные средства и увеличивают свой вклад в операции, миссии и мероприятия НАТО. Мы подтверждаем нашу неизменную приверженность полному выполнению обязательств по инвестициям в оборону, согласованных в Вильнюсе, и признаем, что срочно требуется больше для устойчивого выполнения наших обязательств как союзников по НАТО. Мы подтверждаем, что во многих случаях потребуются расходы, превышающие 2% ВВП, для устранения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях, вытекающих из более спорного охранного приказа. 7. Мы предприняли самое масштабное за последнее поколение укрепление нашей коллективной обороны. Мы выполняем решения Мадридского и Вильнюсского саммитов по модернизации НАТО для новой эры коллективной обороны. Мы не можем сбрасывать со счетов возможность нападения на суверенитет и территориальную целостность союзников. Мы укрепили нашу систему сдерживания и обороны, чтобы лишить любого потенциального противника любых возможностей для агрессии. Мы продолжаем укреплять сдерживание и оборону НАТО от всех угроз и вызовов во всех областях и на многочисленных стратегических направлениях в Евроатлантическом регионе. Мы развернули боеготовые силы на восточном фланге НАТО, укрепили передовую оборону и повысили способность Североатлантического союза быстро подкреплять любого союзника, который оказывается под угрозой. У нас есть оборонные планы НАТО нового поколения, которые делают Североатлантический союз сильнее и более способным сдерживать и, при необходимости, защищаться от любого потенциального противника, в том числе в короткие сроки или вообще без предупреждения. Мы привержены предоставлению необходимых сил высокой готовности во всех областях, в том числе для создания мощных и гибких сил реагирования союзников. Мы продолжаем ускорять модернизацию нашей коллективной обороны и:
8. Мы полны решимости сдерживать и защищаться от всех воздушных и ракетных угроз путем укрепления нашей интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны (IAMD), основанной на 360-градусном подходе. Мы обновили политику НАТО в области ПРО и будем продолжать повышать нашу готовность, оперативность реагирования и интеграцию посредством различных инициатив, таких как внедрение ротационной модели ПРО в Евроатлантическом регионе с первоначальным акцентом на Восточном фланге. Страны НАТО по-прежнему привержены повышению эффективности IAMD и предпринимают все шаги для реагирования на ситуацию в области безопасности. Мы рады объявить о повышении оперативных возможностей системы противоракетной обороны (ПРО) НАТО. Поставка наземного комплекса Aegis в Редзиково, Польша, дополняет существующие объекты в Румынии, Испании и Турции. Союзники по НАТО по-прежнему привержены всестороннему развитию системы ПРО НАТО, обеспечению коллективной обороны Североатлантического союза и обеспечению полного охвата и защиты всего населения, территории и сил НАТО в Европе от растущей угрозы, создаваемой распространением баллистических ракет. Противоракетная оборона может дополнить роль ядерного оружия в сдерживании; она не может заменить их. 9. Ядерное сдерживание является краеугольным камнем безопасности Североатлантического союза. Основной целью ядерного потенциала НАТО является сохранение мира, предотвращение принуждения и сдерживание агрессии. Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом. НАТО подтверждает свою приверженность всем решениям, принципам и обязательствам, касающимся политики ядерного сдерживания, контроля над вооружениями и целей НАТО в области нераспространения и разоружения, изложенных в Стратегической концепции до 2022 года и Вильнюсском коммюнике до 2023 года. Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение внесли и должны продолжать вносить существенный вклад в достижение целей Североатлантического союза в области безопасности и в обеспечение стратегической стабильности и нашей коллективной безопасности. НАТО по-прежнему привержена принятию всех необходимых мер для обеспечения авторитета, эффективности и сохранности миссии Североатлантического союза по ядерному сдерживанию, в том числе путем модернизации своего ядерного потенциала, укрепления своих возможностей в области ядерного планирования и адаптации по мере необходимости. 10. Стратегия сдерживания и обороны НАТО основана на надлежащем сочетании возможностей ядерной, обычной и противоракетной обороны, дополненных космическими и кибернетическими возможностями. Мы будем использовать военные и невоенные средства пропорциональным, последовательным и комплексным образом для сдерживания всех угроз нашей безопасности и реагирования таким образом, в какие сроки и в какой области мы выберем. 11. Трансатлантическое оборонно-промышленное сотрудничество является важнейшей частью сдерживания и обороны НАТО. Укрепление оборонной промышленности в Европе и Северной Америке и расширение сотрудничества в оборонной промышленности между союзниками по НАТО повышают наши возможности и позволяют своевременно выполнять требования оборонных планов НАТО. Это подкрепляет немедленную и долгосрочную поддержку Украины странами НАТО. Мы продолжим сокращать и устранять, по мере необходимости, препятствия для торговли и инвестиций в оборонную сферу между странами НАТО. Основываясь на Плане действий в области оборонного производства, согласованном на Вильнюсском саммите в 2023 году, мы обязуемся делать больше вместе как союзники, в том числе укреплять оборонную промышленность по всему Североатлантическому союзу, действовать безотлагательно для обеспечения наиболее важных возможностей и укреплять нашу приверженность стандартам НАТО. С этой целью мы сегодня согласовали Обязательство НАТО по расширению промышленного потенциала. 12. Национальная и коллективная устойчивость являются важной основой для надежного сдерживания и обороны, а также эффективного выполнения ключевых задач Североатлантического союза при всестороннем подходе. Устойчивость - это национальная ответственность и коллективное обязательство, закрепленные в статье 3 Вашингтонского договора. Укрепление национальной готовности и готовности Североатлантического союза к сдерживанию и обороне требует комплексного подхода со стороны правительства, сотрудничества государственного и частного секторов и учета соображений устойчивости общества. Мы обязуемся продолжать наши постоянные усилия по укреплению национальной жизнестойкости путем интеграции гражданского планирования в планирование национальной и коллективной обороны в мирное время, в условиях кризисов и конфликтов. Мы продолжим повышать нашу устойчивость, повышая коллективную осведомленность, готовность и потенциал Североатлантического союза в отношении всех опасностей и во всех областях для противодействия растущим стратегическим угрозам, в том числе нашим демократическим системам, критически важной инфраструктуре и цепочкам поставок. Мы будем использовать необходимые возможности для обнаружения всего спектра вредоносных действий, защиты от них и реагирования на них. Мы также предпримем конкретные шаги для углубления нашего сотрудничества с нашими партнерами, участвующими в аналогичных усилиях, в частности с Европейским союзом. 13. Государственные и негосударственные субъекты применяют все более агрессивные гибридные действия против союзников. Мы продолжим подготовку к гибридным угрозам и вызовам, их сдерживание, защиту и противодействие им. Мы вновь заявляем, что гибридные операции против союзников могут достичь уровня вооруженного нападения и могут привести к тому, что Североатлантический совет применит статью 5 Вашингтонского договора. 14. Мы продолжим развивать наш индивидуальный и коллективный потенциал по анализу враждебной информации и операциям по дезинформации и противодействию им. НАТО тесно координирует свои действия с союзниками и партнерами. Мы расширили наши механизмы оповещения и обмена информацией и усилили наши совместные ответные действия, в частности, в области стратегической коммуникации. 15. Мы с нетерпением ожидаем встречи с Президентом Зеленским в Совете Украина-НАТО. Мы подтверждаем нашу непоколебимую солидарность с народом Украины в героической защите его нации, его земли и наших общих ценностей. Сильная, независимая и демократическая Украина жизненно важна для безопасности и стабильности Евроатлантического региона. Борьба Украины за свою независимость, суверенитет и территориальную целостность в пределах своих международно признанных границ непосредственно способствует евроатлантической безопасности. Мы приветствуем заявления союзников о предоставлении Украине критически важных дополнительных систем противовоздушной обороны, а также других военных средств. Чтобы помочь Украине защитить себя сегодня и сдержать российскую агрессию в будущем, у нас:
16. Мы полностью поддерживаем право Украины самостоятельно выбирать меры безопасности и определять свое будущее без вмешательства извне. Будущее Украины - в НАТО. Украина становится все более функционально совместимой и политически интегрированной с Североатлантическим союзом. Мы приветствуем конкретный прогресс, достигнутый Украиной после Вильнюсского саммита в отношении необходимых демократических реформ, экономических реформ и реформ в области безопасности. Поскольку Украина продолжает эту жизненно важную работу, мы продолжим поддерживать ее на необратимом пути к полной евроатлантической интеграции, включая членство в НАТО. Мы подтверждаем, что мы сможем направить приглашение Украине присоединиться к Североатлантическому союзу, когда союзники согласятся и будут выполнены все условия. Решения саммита НАТО и Совета Украина-НАТО в сочетании с текущей работой союзников являются мостом к членству Украины в НАТО. Страны НАТО продолжат поддерживать прогресс Украины в области оперативной совместимости, а также дополнительные реформы в сфере демократии и безопасности, которые министры иностранных дел стран НАТО продолжат оценивать в рамках адаптированной Ежегодной национальной программы. 17. Россия несет единоличную ответственность за ведение агрессивной войны против Украины, что является вопиющим нарушением международного права, включая Устав ООН. Злоупотребления российских вооруженных сил и должностных лиц, нарушения прав человека, военные преступления и другие нарушения международного права не могут оставаться безнаказанными. Россия несет ответственность за гибель тысяч мирных жителей и причинение значительного ущерба гражданской инфраструктуре. Мы самым решительным образом осуждаем чудовищные нападения России на украинский народ, в том числе на больницы, совершенные 8 июля. Россия должна немедленно прекратить эту войну и полностью и безоговорочно вывести все свои войска из Украины в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Мы никогда не признаем незаконную аннексию Россией территории Украины, включая Крым. Мы также призываем Россию вывести все свои войска из Республики Молдова и Грузии, дислоцированные там без их согласия. 18. Россия стремится коренным образом изменить архитектуру евроатлантической безопасности. Глобальная угроза, которую Россия представляет для НАТО, сохранится в долгосрочной перспективе. Россия восстанавливает и расширяет свой военный потенциал, а также продолжает нарушать воздушное пространство и провокационную деятельность. Мы солидарны со всеми союзниками, пострадавшими от этих действий. НАТО не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Мы по-прежнему готовы поддерживать каналы связи с Москвой, чтобы снизить риск и предотвратить эскалацию. 19. Мы осуждаем безответственную ядерную риторику России и принудительные ядерные сигналы, включая объявленное ею размещение ядерного оружия в Беларуси, которые демонстрируют позицию стратегического устрашения. Россия усилила свою зависимость от систем ядерного оружия и продолжила диверсификацию своих ядерных сил, в том числе путем разработки новых ядерных систем и развертывания ударных средств двойного назначения малой и средней дальности, что представляет растущую угрозу для Североатлантического союза. Россия нарушала, избирательно выполняла и отходила от давних обязательств по контролю над вооружениями, тем самым подрывая глобальную архитектуру контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Мы выступаем против любого размещения ядерного оружия на околоземной орбите, которое нарушило бы статью IV Договора по космосу и серьезно угрожало бы глобальной безопасности. Мы глубоко обеспокоены сообщениями о применении Россией химического оружия против украинских сил. 20. Россия также активизировала свои агрессивные гибридные действия против союзников, в том числе через доверенных лиц, в рамках кампании по всему евроатлантическому региону. К ним относятся саботаж, акты насилия, провокации на границах союзников, использование нелегальной миграции, вредоносные действия в киберпространстве, электронное вмешательство, кампании дезинформации и пагубное политическое влияние, а также экономическое принуждение. Эти действия представляют угрозу безопасности союзников. Мы приняли решение о дальнейших мерах по противодействию российским гибридным угрозам или действиям индивидуально и коллективно и будем продолжать тесно координировать свои действия. Поведение России не повлияет на решимость союзников оказывать поддержку Украине. Мы также продолжим поддерживать наших партнеров, наиболее подверженных российской дестабилизации, по мере того как они укрепляют свою устойчивость перед лицом гибридных вызовов, которые также присутствуют по соседству с нами. 21. Мы полны решимости сдерживать агрессивные действия России и противостоять им, а также противодействовать ее способности осуществлять дестабилизирующую деятельность в отношении НАТО и союзников. К нашему следующему саммиту мы разработаем рекомендации по стратегическому подходу НАТО к России с учетом меняющейся обстановки в области безопасности. 22. Борьба с терроризмом остается важным элементом нашей коллективной обороны. Роль НАТО в борьбе с терроризмом способствует решению всех трех основных задач Североатлантического союза и является неотъемлемой частью его всестороннего подхода к сдерживанию и обороне. Мы будем продолжать противодействовать, сдерживать, защищать и реагировать на угрозы и вызовы, исходящие от террористов и террористических организаций, на основе сочетания мер по предотвращению, защите и отрицанию, проявляя решительность и солидарность. В целях дальнейшего укрепления роли НАТО в борьбе с терроризмом мы одобрили сегодня Обновленные руководящие принципы политики НАТО в области борьбы с терроризмом и наш обновленный План действий по усилению роли НАТО в борьбе Международного сообщества с терроризмом. Эти документы будут служить руководством в работе Североатлантического союза по борьбе с терроризмом и определять ключевые направления наших долгосрочных усилий. Мы приветствуем роль, которую играет в этом отношении Специальный координатор Генерального секретаря по борьбе с терроризмом. 23. Мы призываем все страны не оказывать никакой помощи российской агрессии. Мы осуждаем всех тех, кто содействует и тем самым продлевает войну России в Украине. 24. Беларусь продолжает способствовать этой войне, предоставляя свою территорию и инфраструктуру. Углубляющаяся политическая и военная интеграция России с Беларусью, включая развертывание передовых российских вооруженных сил и персонала, имеет негативные последствия для региональной стабильности и обороны Североатлантического союза. 25. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Иран разжигают российскую агрессию против Украины, оказывая России прямую военную поддержку, такую как поставки боеприпасов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), что серьезно влияет на евроатлантическую безопасность и подрывает глобальный режим нераспространения. Мы решительно осуждаем экспорт КНДР артиллерийских снарядов и баллистических ракет, который является нарушением многочисленных резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, и с большой озабоченностью отмечаем углубление связей между КНДР и Россией. Любая передача Ираном России баллистических ракет и связанных с ними технологий будет означать существенную эскалацию конфликта. 26. КНР стала решающим фактором, способствующим войне России против Украины, благодаря так называемому партнерству “без ограничений” и широкомасштабной поддержке оборонно-промышленной базы России. Это увеличивает угрозу, которую Россия представляет для своих соседей и евроатлантической безопасности. Мы призываем КНР, как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, несущего особую ответственность за соблюдение целей и принципов Устава ООН, прекратить любую материальную и политическую поддержку военных усилий России. Это включает в себя передачу материалов двойного назначения, таких как компоненты оружия, оборудование и сырье, которые используются в качестве сырья для оборонного сектора России. КНР не может допустить крупнейшей войны в Европе в новейшей истории без того, чтобы это не нанесло негативного ущерба ее интересам и репутации. 27. КНР продолжает создавать системные проблемы для евроатлантической безопасности. Мы наблюдаем устойчивую вредоносную кибер- и гибридную деятельность, включая дезинформацию, исходящую из КНР. Мы призываем КНР придерживаться своего обязательства действовать ответственно в киберпространстве. Мы обеспокоены развитием космических возможностей и деятельности КНР. Мы призываем КНР поддержать международные усилия по продвижению ответственного поведения в космосе. КНР продолжает стремительно расширять и диверсифицировать свой ядерный арсенал, увеличивая количество боеголовок и более совершенных систем доставки. Мы настоятельно призываем КНР принять участие в обсуждении вопросов стратегического снижения рисков и содействия стабильности посредством прозрачности. Мы по-прежнему открыты для конструктивного взаимодействия с КНР, в том числе для обеспечения взаимной прозрачности с целью защиты интересов безопасности Североатлантического союза. В то же время мы повышаем нашу общую осведомленность, повышаем нашу устойчивость и готовность, а также защищаемся от принудительной тактики КНР и ее усилий по расколу Североатлантического союза. 28. Партнерские отношения НАТО остаются ключом к укреплению стабильности, позитивному влиянию на глобальную обстановку в области безопасности и соблюдению международного права. Они играют важную роль в поддержке трех основных задач НАТО и нашего подхода к обеспечению безопасности на 360 градусов. Мы будем продолжать укреплять политический диалог и практическое сотрудничество с партнерами, основанное на взаимном уважении, выгоде и интересах как союзников, так и партнеров. Мы собираемся на этот юбилейный саммит с нашими партнерами, в том числе для того, чтобы отметить тридцатилетие Партнерства во имя мира (ПРМ) и Средиземноморского диалога (МД), а также двадцатилетие Стамбульской инициативы сотрудничества (ICI). Мы благодарны нашим партнерам за их значительный вклад в операции и миссии НАТО. Мы приветствуем усилия Молдовы по продолжению демократических реформ по мере продвижения вперед, как и Боснии и Герцеговины в ее европейской интеграции, и мы привержены поддержке их потенциала в области безопасности и обороны, а также повышению их способности противостоять гибридным угрозам. Мы также укрепляем наши контакты с существующими и потенциальными новыми партнерами за пределами Евроатлантического региона, когда это может укрепить нашу взаимную безопасность. 29. Европейский союз остается уникальным и важным партнером НАТО. Сотрудничество НАТО и ЕС достигло беспрецедентного уровня. Укрепилось и расширилось практическое сотрудничество в области космоса, киберпространства, климата и обороны, а также в области новых и прорывных технологий. В контексте Украины сотрудничество НАТО и ЕС приобрело более важное значение. НАТО признает ценность более сильной и боеспособной европейской системы обороны, которая вносит позитивный вклад в трансатлантическую и глобальную безопасность, дополняет НАТО и взаимодействует с ней. Развитие согласованного, взаимодополняющего и интероперабельного оборонного потенциала во избежание ненужного дублирования является ключевым в наших совместных усилиях по повышению безопасности в Евроатлантическом регионе. Для стратегического партнерства между НАТО и ЕС необходимо максимально активное участие союзников, не входящих в ЕС, в оборонных усилиях ЕС. Мы продолжим укреплять наше стратегическое партнерство в духе полной взаимной открытости, прозрачности, взаимодополняемости и уважения различных мандатов организаций, автономии в принятии решений и институциональной целостности, а также в соответствии с договоренностью между двумя организациями. Мы с нетерпением ожидаем тесного сотрудничества с новым руководством ЕС на основе нашего давнего сотрудничества. 30. Мы встретимся с руководством Австралии, Японии, Новой Зеландии и Республики Корея, а также Европейского союза, чтобы обсудить общие вызовы безопасности и области сотрудничества. Индо-Тихоокеанский регион важен для НАТО, учитывая, что события в этом регионе напрямую влияют на евроатлантическую безопасность. Мы приветствуем постоянный вклад наших партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона в обеспечение евроатлантической безопасности. Мы укрепляем диалог для решения межрегиональных проблем и расширяем наше практическое сотрудничество, в том числе посредством реализации флагманских проектов в области поддержки Украины, киберзащиты, противодействия дезинформации и технологий. Эти проекты повысят нашу способность работать сообща над достижением общих интересов в области безопасности. 31. Западные Балканы и Черноморский регион имеют стратегическое значение для Североатлантического союза. Мы по-прежнему твердо привержены их безопасности и стабильности. Мы продолжим укреплять наш политический диалог и практическое сотрудничество с Западными Балканами в целях поддержки реформ, регионального мира и безопасности и противодействия пагубному влиянию, включая дезинформацию, гибридные и киберугрозы, исходящие как от государственных, так и негосударственных субъектов. Демократические ценности, верховенство закона, внутренние реформы и добрососедские отношения имеют жизненно важное значение для регионального сотрудничества и евроатлантической интеграции, и мы рассчитываем на дальнейший прогресс в этом отношении. Мы по-прежнему привержены продолжению участия НАТО на Западных Балканах, в том числе через возглавляемые НАТО силы для Косово (СДК). Мы подтверждаем нашу неизменную поддержку региональных усилий союзников, направленных на поддержание безопасности, постоянства и свободы судоходства в Черноморском регионе, в том числе, при необходимости, в рамках Конвенции Монтре 1936 года. Мы приветствуем активизацию тремя прибрежными союзниками Оперативной группы по борьбе с минами в Черном море. Мы будем продолжать отслеживать и оценивать развитие событий в регионе и повышать нашу осведомленность о ситуации, уделяя особое внимание угрозам нашей безопасности и потенциальным возможностям для более тесного сотрудничества с нашими партнерами в регионе, в зависимости от обстоятельств. НАТО поддерживает евроатлантические устремления заинтересованных стран в этом регионе. 32. Южное соседство НАТО предоставляет возможности для сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес. Посредством наших партнерских отношений мы стремимся содействовать укреплению безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и в Африке, способствуя миру и процветанию в регионе. В Вильнюсе мы приступили к всестороннему анализу угроз, вызовов и возможностей на Юге. Сегодня мы приняли план действий по более решительному, стратегическому и ориентированному на результат подходу к нашему южному соседству, который будет регулярно обновляться. Мы предложили Генеральному секретарю назначить Специального представителя по южному соседству, который будет выполнять функции координатора НАТО в регионе и будет координировать усилия НАТО. Мы будем укреплять наш диалог, информационно-пропагандистскую деятельность, видимость и наши существующие инструменты сотрудничества, такие как Инициатива по наращиванию оборонного потенциала, Центр для стран Юга и Региональный центр НАТО-ICI в Кувейте. Совместно с Иорданским Хашимитским королевством мы договорились открыть отделение связи НАТО в Аммане. Основываясь на успехе Миссии НАТО в Ираке (NMI) и по просьбе иракских властей, мы расширили масштабы нашей поддержки иракских институтов безопасности и продолжим наше взаимодействие через NMI. 33. Мы ускорили преобразование НАТО, чтобы противостоять текущим и будущим угрозам и сохранить наше технологическое превосходство, в том числе за счет экспериментов и более быстрого внедрения новых технологий, а также за счет цифровой трансформации. С этой целью мы будем внедрять нашу пересмотренную стратегию в области искусственного интеллекта и новые квантовые стратегии и стратегии в области биотехнологий, а также продолжать продвигать принципы ответственного использования, которые лежат в основе нашей работы. Мы также будем развивать успех Акселератора оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA) и Инновационного фонда НАТО (NIF) для дальнейшего инвестирования в наши инновационные экосистемы. Мы внимательно следим за технологическими достижениями на поле боя в Украине и запускаем новые инновационные инициативы совместно с нашими украинскими партнерами. 34. Мы продолжим интегрировать соображения, связанные с изменением климата, во все основные задачи и усилим наши усилия по обеспечению энергетической безопасности. Изменение климата является определяющей проблемой, оказывающей глубокое воздействие на нашу безопасность. НАТО по-прежнему стремится стать ведущей международной организацией в области понимания последствий изменения климата и экстремальных погодных условий для безопасности и адаптации к ним. Энергетика является важнейшим фактором, обеспечивающим выполнение основных задач и военных операций НАТО. Мы привержены обеспечению надежных, устойчивых поставок энергоносителей, включая топливо, для наших вооруженных сил. НАТО и страны НАТО последовательно и скоординированно адаптируются к энергетическому переходу. По мере адаптации нашего Североатлантического союза к текущему энергетическому переходу мы будем обеспечивать военный потенциал, эффективность и оперативную совместимость. 35. Мы привержены интеграции амбициозных программ НАТО "Женщины, мир и безопасность" (WPS) и "Безопасность человека" во все основные задачи. Сегодня мы одобрили обновленную политику WPS, которая усилит интеграцию гендерных аспектов во все виды деятельности и структуры НАТО и будет способствовать достижению гендерного равенства в Североатлантическом союзе, что позволит НАТО лучше реагировать на более широкие вызовы безопасности. Мы также продолжим укреплять наш подход к обеспечению безопасности человека, связанный с защитой гражданского населения и культурных ценностей. В то время, когда международное право и основополагающие нормы подвергаются сомнению, мы остаемся полностью приверженными международному гуманитарному праву. 36. Мы отдаем дань уважения всем тем, кто неустанно работает на благо нашей коллективной безопасности, и чтим всех тех, кто заплатил самую высокую цену или был ранен, чтобы обеспечить нашу безопасность, и их семьи. 37. Семьдесят пять лет назад НАТО была основана для сохранения мира и укрепления стабильности в Евроатлантическом регионе. Мы по-прежнему непоколебимы в своей решимости защищать миллиард наших граждан, нашу территорию и нашу свободу и демократию. Наш Североатлантический союз выдержал испытание временем. Принятые нами решения гарантируют, что НАТО останется основой нашей общей безопасности. Мы хотели бы поблагодарить Генерального секретаря Йенса Столтенберга за его выдающееся руководство нашим Североатлантическим союзом в течение десяти лет во время испытаний. Мы заверяем в нашей полной поддержке его преемника Марка Рютте. 38. Мы выражаем нашу признательность за щедрое гостеприимство, оказанное нам Соединенными Штатами Америки. Мы с нетерпением ожидаем новой встречи на нашем следующем саммите в Гааге, Нидерланды, в июне 2025 года, за которой последует встреча в Турции." Также было принято Обещание долгосрочной помощи Украине в области безопасности: "1. Сегодня мы подтверждаем нашу непоколебимую приверженность Украине как суверенному, демократическому, независимому государству. Для достижения этого Украина нуждается в нашей долгосрочной поддержке. С начала агрессивной войны России против Украины союзники предоставили беспрецедентную политическую, экономическую, военную, финансовую и гуманитарную поддержку, включая военную помощь на сумму около 40 миллиардов евро в год. Союзники также предоставили свои оборонно-промышленные мощности для удовлетворения потребностей Украины. Все это оказывает существенное влияние, позволяя украинцам эффективно защищаться и наносить России реальные и серьезные убытки. 2. Мы подтверждаем нашу решимость поддерживать Украину в создании сил, способных победить российскую агрессию сегодня и сдерживать ее в будущем. С этой целью мы намерены выделить минимальное базовое финансирование в размере 40 миллиардов евро в течение следующего года и обеспечить Украине устойчивый уровень помощи в области безопасности, принимая во внимание потребности Украины, наши соответствующие национальные бюджетные процедуры и двусторонние соглашения о безопасности, которые союзники заключили с Украиной. Главы государств и правительств проведут переоценку вклада союзников на будущих саммитах НАТО, начиная с саммита НАТО в Гааге в 2025 году. 3. Наши обязательства распространяются на расходы, связанные с предоставлением военной техники, помощи и обучением для Украины, включая:
4. Учитывается любая поддержка Украины со стороны союзников в соответствии с вышеуказанными критериями, независимо от того, осуществляется ли она по линии НАТО, двусторонним, многосторонним или любым другим способом. Чтобы поддержать справедливое распределение бремени, страны НАТО будут стремиться выполнить это обязательство за счет пропорциональных взносов, в том числе с учетом их доли в ВВП Альянса. 5. Страны НАТО будут отчитываться перед НАТО о поддержке, оказанной в связи с этим обязательством, дважды в год, причем первый отчет должен включать взносы, предоставленные после 1 января 2024 года. На основе этого Генеральный секретарь представит обзор всех заявленных взносов для стран НАТО. 6. В дополнение к военной поддержке, предусмотренной этим обязательством, союзники намерены продолжать оказывать политическую, экономическую, финансовую и гуманитарную поддержку Украине."
Последние новости
|
Что такое НАТО | | | История НАТО | | | Новости | | | Аналитика | | | Мнение эксперта | | | Ссылки | | | Контакты | | | О проекте |
! При публикации данных ссылка на ИАП «НАТО.РФ» обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+ нато.рф / nato.russian.federation@gmail.com |